Мы уже не раз видели, как горят на украинских полях иностранные танки – немецкие Leopard и британские Challenger. Хваленые дорогие машины, оказавшись в условиях реального боя, оказались не так уж неуязвимы и не столь эффективны. Теперь настала очередь показать себя американским танкам Abrams. Целых восемь месяцев Пентагон все тянул с поставкой. И вот, наконец, на этой неделе, 31 Abrams до Украины доехал.
Военкор ВГТРК Александр Сладков разыскал бойцов, которые еще в 2005-м участвовали в совместных российско-американских учениях, где их обучали воевать как раз на Abrams. Так чего ожидать от американских танков?
На самых последних совместных маневрах России и США американцы обучали наших курсантов воевать на танках Abrams и боевых машинах пехоты Bradley. Михаил Шушпанов – участник той поездки на американскую базу Рамштайн в Германии, он обучался на механика-водителя Abrams.
"Буквально краткое введение в курс, пару слов, привели, показали: вот эту кнопку можно нажимать, эту – нельзя. Потом дали проехаться на тренажере. Вперед, назад и потом по полигону", – вспоминает Михаил.
Спустя восемнадцать лет я вновь встретился с участниками учений Торгау-2005. Отзывы – такие: танк Abrams – комфортный, просторный, но тяжелый и неманевренный, как и остальные танки НАТО, поступающие на Украину. Нелегко им приходится в современной войне.
"Наш танк с поле боя эвакуировать сложно, но можно, в зависимости от того, какая плотность огня и что происходит на поле боя, а Abrams быстро эвакуировать сложно, я это не представляю. Он тяжелый. На Украине основная почва – чернозем, это же мягкая почва, в нее зарыться очень легко, – пояснил Михаил Шушпанов. – Думаю, что Abrams, имея немалые размеры и вес, просто там будет оставаться, где он встанет. А наши ребята долго ему стоять не дадут".
Андроник Кургинян тоже участвовал в учениях на базе Рамштайн. Вспоминает, отношения с американцами были дружеские, а техника их сложна в обращении: "За два месяца научиться ездить на Abrams очень тяжело. Ездить можно научиться, но надо понимать, для чего те или иные кнопки, как вести наблюдение, в этом надо разбираться, а у них техника намного сложнее".
А это уже БМП Bradley – высокая, силуэтная машина. В Донбассе и Запорожье российские военные их сожгли уже не один десяток. А тогда наши курсанты показывали американцам штурм лесополосы, сегодня это часто применяемый в СВО вариант боя.
"На одном из учебных мест при отработке стрельбы по боевым машинам, танкам на фоне экрана оказались наши советские солдаты в форме советских Вооруженных сил. Когда я увидел, что перед нами появилось – наши советские солдаты, техника наша советская – мне стало сразу все понятно: вероятный противник – это мы", – сказал Николай Чугай – участник совместных российско-американских учений Торгау-2005.
А это уже Донбасс. Наши дни. Настоящая боевая учеба. Чисто российская школа, основанная на советском опыте. Александр Лямзин – один из самых опытных боевых офицеров в зоне СВО. Профессиональный военный участвовал в войнах и операциях России, уволился, с 2014 года – здесь. Сначала был добровольцем, потом офицером Народной милиции ЛНР, ДНР. Разведка, спецназ. Вернулся в Минобороны России, сейчас – замкомандира полка ВДВ. Готовит своих десантников, скоро на фронт. Александр – личность в Донбассе известная, но он впервые на всю страну показывает свое лицо и впервые дает интервью о натовской военной школе и российской и об украинских пленных.
"В свое время, когда после Мариуполя у меня попали в плен офицеры 36-й бригады, там были майоры, подполковники, они все рассказывали, что натовская система их учит, а они все равно делали по-своему, по-русски, по-советски. Наша система намного выше натовской", – подчеркнул Александр Лямзин.
Таких полигонов в России, в том числе в зоне СВО, огромное количество. Это вновь созданный Ярославский десантный полк Ивановской дивизии. Все – добровольцы, подписавшие контракт. Есть опытные дядьки, ветераны Афгана, Чечни, недавние сотрудники "Вагнера". Больше молодежи. Занимаются как одержимые. Оружие и техника не трехлинейки – все новое, аж краска свежая. Вот новый облегченный миномет образца 2023 года. Все уже идет по новому единому плану, по единым новым документам и наставлениям.
"Люди в полку разношерстные: есть те, кому и за 50. Но эти люди пришли защищать свою Родину. Много и молодежи. Все они пришли к нам в полк как контрактники, как солдаты Вооруженных сил уже Российской Федерации, они не добровольцы", – пояснил Александр Лямзин.
Инструкторы – офицеры-десантники, выпускники Рязанского и других командных училищ России. Полковые разведчики. Снимать их положено только в масках. Вот такие полки сейчас готовятся вступить в СВО и на полигонах Донбасса, и по всей России. Таких полков – сотни.