Поощрение и взыскание: Наталия Нарочницкая о русских педагогических традициях

"Человек, обладающий потрясающими знаниями, но не имеющий этических норм и морали, – это волк, идущий по трупам, опасный для общества", – заявила как-то известный историк, политолог, общественный деятель Наталия Нарочницкая. Сама она выросла в семье педагогов, и сейчас, в начале учебного года, когда ученики и студенты снова садятся за парты, Наталия Алексеевна объясняет, почему образование нельзя отделять от воспитания и для чего необходимо возрождать русские педагогические традиции.

Дочь академика Нарочницкого – автора и редактора учебных пособий по истории и историографии – признается, что отец воспитывал ее в строгости с самого раннего возраста. За любую помарку в тетради заставлял переписывать все задание. Говорил: "Пусть хоть вообще не ложится, но должно быть сделано прекрасно".

Алексей Леонтьевич считал, что его дочь, с пяти лет читавшая стихи Гейне и Гете в подлиннике, просто не имеет права приносить домой четверки.

"Папа говорил: "Тебе все легко дается, и тебе стыдно иметь четверку. Значит ты вообще пальцем не пошевелила... Пока ты не окончила школу – это главный формат твоего самовыражения", – поделилась Нарочницкая в беседе с Борисом Корчевниковым в программе "Жизнь и судьба" на канале "Россия".

По ее словам, учитель сегодня "абсолютно бесправен", поскольку не может даже применять взыскательные меры.

"Ведь что такое воспитание? Это обязательно приучить личность к тому, что за плохой поступок всегда будет какое-то взыскание. Оно вовсе не должно быть унижающим – это не синоним унижения, но это взыскание. А за хороший – поощрение", – пояснила историк.

Она называет очень сильной русскую педагогическую традицию, которая непременно должна быть возрождена.

Подробности – в новом выпуске программы "Жизнь и судьба" на канале "Россия" и медиаплатформе "Смотрим".