Эксцентричный святой: Священный синод обсуждает канонизацию Суворова

Священный синод Русской православной церкви рассмотрит вопрос о канонизации великого русского полководца генералиссимуса Александра Суворова. Об этом, открывая заседание Синода, которое проходит в Санкт-Петербурге, сообщил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

"Оглашаю повестку дня​​​ о передаче на рассмотрение синодальной комиссии по канонизации святых вопроса о возможной канонизации Александра Васильевича Суворова", – сказал предстоятель Русской церкви.

Напомним, что в 2022 году Минобороны попросило РПЦ рассмотреть вопрос о возможности причисления Александра Суворова к лику святых. Церковь ответила, что для начала соберет все нужные материалы и свидетельства о жизни полководца. А в марте 2023 года Патриарх Кирилл и заместитель министра обороны РФ Николай Панков обсудили историческое наследие Суворова на встрече в Даниловом монастыре.

Прецеденты причисления к лику святых русских военначальников уже есть – в 2001 году был канонизирован великий русский флотоводец адмирал Федор Ушаков. Его иконы с тех пор находятся во многих российских храмах. Незадолго до него, в 1988 году к лику "благоверных князей" был причислен Дмитрий Донской. А вот князь Александр Невский был причислен к лику святых еще в 1547 году.

Но для канонизации существуют свои конкретные требования. И их три.

Князю Италийскому графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому как святому уже давно молятся некоторые православные верующие. В село Кистыш во Владимирской области, где находится родовая церковь семьи Суворовых храм Святого Василия Великого, давно приезжают паломники. Недавно в селе открыли памятник Александру Васильевичу, и число паломников увеличилось. Таким образом один из обязательных "пунктов" для канонизации – народное почитание – налицо.

Второй критерий – добродетельная жизнь. Известно, что Александр Суворов был весьма эксцентричным человеком, что не совсем "характерно" для будущего святого, если он, конечно, не юродивый. А чудил граф преизрядно! Например, известно, что Павел I после военной реформы по прусскому образцу требовал носить шпагу не на боку, а... сзади, практически между ягодиц. Суворов как категорический противник таких новшеств открыто издевался над императором и, залезая в карету, паясничал, кривлялся и чуть ли не падал на землю, цепляясь за дверцы неудобной "спичкой в заднице", как он называл такое положение шпаги.

"Суворов обедает утром, ужинает днём, спит вечером, часть ночи поет, а на заре гуляет почти голый или катается в траве, что, по его мнению, очень полезно для его здоровья", – вспоминал герцог Ришельё.

Известно, что во время военных походов великий полководец будил весь лагерь криком "Кукареку!" Дело в том, что Александр Васильевич не признавал часы и считал, что солдаты тоже без них обойдутся. Никогда в приказах он не указывал точного часа выступления, а говорил, что надо слушать первых петухов, за которых трудился сам.

Не он и любил зеркал, и всегда приказывал их занавешивать, говоря: "Зачем мне второй Суворов?"

И таких историй масса!

Но в то же время современники отмечают чрезвычайную набожность Суворова. Достаточно сказать, что он собственноручно написал покаянный канон, который до сих пор читают прихожане Васильевской церкви в Кистыше.

Будучи человеком сильным и мужественным сам полководец вел практически жизнь святого аскета – питался всегда очень скромно и никогда не использовал столового серебра и фарфора. Только оловянные приборы и простые тарелки! Одевался тоже очень скромно. Например, подаренную ему Екатериной II роскошную шубу надевал только, когда приглашали во дворец, а дома ходил практически в крестьянской одежде, будто Лев Толстой. А спал только на подушке, набитой соломой, утверждая, что на пуховой ни за что не заснет.

Нравственные качества полководца тоже были на высоте. Всем известно бережное и даже трепетное отношение "отца солдатам" к своим подчиненным. По законам того времени, струсивших на поле боя юнцов необходимо было отдавать под суд, но Суворов никогда этого не делал, ограничиваясь строгим внушением.

Для своих крестьян он тоже был настоящим отцом благодетелем. Лишнего с них не драл, а то что поступало от них он чаще всего тратил на приюты или лечебницы. "Драл" он с крестьян только в нравственном отношении, требуя, чтобы они были внимательны к детям и вообще были человеколюбивы. Интересно, что будучи человеком военным Суворов запрещал отдавать в рекруты своих людей. Крестьяне отвечали графу взаимной любовью. Достаточно сказать, что когда он купил новые имения, то в них сами стали возвращаться беглые крепостные.

А вот еще один факт – из молодости Александра Васильевича. Еще будучи простым мушкетером Семеновского полка он стоял на карауле в Петергофе. Мимо проходила императрица Елизавета Петровна со свитой и узнав, что "солдатик" – сын генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова, хотела дать ему серебряный рубль. Однако тот отказался, заявив, что по уставу на посту не может ничего и ни у кого брать. Тогда растроганная императрица оставила деньги у его ног, чтобы он забрал его, когда сойдет с поста. Суворов хранил этот рубль всю жизнь как талисман.

Аскетизм полководца проявлялся и в так сказать "матримониальной" сфере. Внебрачная связь для Суворова была неприемлема, он вообще считал женщин помехой для военного поприща. Да и женился Александр Васильевич только вняв уговорам отца – в 44 года.

Даже на смертном одре великий полководец остался аскетом. "Завещаю на моей гробнице написать только три слова "Здесь лежит Суворов". Так сегодня и написано на его могиле, которая находится в старейшем храме Санкт-Петербурга Благовещенском соборе Александро-Невской лавры.

И наконец, третий и основной критерий канонизации – чудотворение. Будущий святой должен был совершать чудеса при жизни или после нее – это подтверждение того, что с его помощью действует Бог.

Однако общеизвестных и признанных Церковью чудес, произошедших именно по молитвам Александру Суворову, пока нет. А вот что касается чудес прижизненных... Конечно же, они есть! Разве не чудеса творил на поле боя великий стратег и тактик со своей "наукой побеждать" во имя Бога, Царя и Отечества? Он не проиграл ни одного из более чем 60 (!) сражений. Причем большинство побед случилось при численном превосходстве врага и малой кровью соотечественников!

Возможно, Священный Синод вменит это Александру Васильевичу в заслуги...