Пять дней – полет нормальный. "Луна-25" шлет селфи и уже встала на окололунную орбиту. Станция летит в район, где не садился ни один земной аппарат. Если проводить аналогию, это как у нас примерно между аргентинской Патагонией и Антарктидой. 70 градусов южной широты, лунный кратер Богуславский – рукой подать до Южного полюса.
– Если уж искать на Луне воду, то, конечно, в районе полюсов, – уверен астроном Владимир Сурдин.
В экваториальных районах, где раньше прилунялись все аппараты, не нашли ни капли. Но ближе к полюсам есть области вечной тени – Солнце не поднимается высоко, освещает их по касательной. В темных кратерах, выбитых метеоритами, миллиарды лет и собиралась вода.
– Вода на Луне есть. Приборы, которые летали вокруг Луны на орбитальных аппаратах, а это российские приборы, разведали залежи водяного льда. Теперь надо подтвердить, что это не что-то иное, а лед. То есть взять его в руки, – подчеркивает старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Владимир Сурдин.
У станции "Луна-25" есть рука-манипулятор, которым управляют с Земли. Будут брать пробы грунта – копать, бурить на глубину 40 сантиметров.
– Это полностью не герметичный, в отличие от прошлых наших аппаратов, аппарат. Он, его инструменты, приборы, обладают возможностью работать в открытом космическом пространстве. Это тоже важнейшее достижение, – добавляет руководитель отдела планетных исследований и космохимии Института геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН академик Михаил Маров.
Обратно на Землю аппарат "Луна-25" не полетит. Все анализы образцов будут проводиться прямо на борту с далеко идущими выводами об истории Вселенной.
– Поскольку с кометами некоторые исследователи связывают процессы зарождение жизни, то благодаря изучению процессов в полярных областях Луны, можно встретить нечто такое, что дало бы указание на то, что именно эти малые тела занесли на Луну признаки жизни, – надеется на сенсационное открытие академик Михаил Маров.
В целом найти на Луне воду – значит окончательно подтвердить пригодность спутника Земли для заселения. По сути это и есть сверхзадача российской миссии.
Поиск воды – это не только наука, но еще и экономика. По расчетам ученых, сейчас доставка одного литра на Луну обойдется в полмиллиона долларов. Почти 50 миллионов рублей за маленькую бутылочку. Гораздо логичнее и главное экономически выгоднее – добывать воду непосредственно из лунной вечной мерзлоты.
На Луне даже такая, казалось бы, мелочь, как пыль, имеет значение. В отличие от ветреной Земли, в вакууме у мельчайших частичек не стачиваются острые грани. К тому же, они электризуются и ко всему прилипают, могут повреждать оборудование. Человек на Луне рано или поздно построит базу. Кто досконально проанализирует "местные реалии", у того и преимущество.
– Луна – это замечательный космодром для дальнейшего освоения Солнечной системы. Там низкая гравитация, ракете легче оторваться от Луны. Там отсутствие атмосферы, она не мешает ракете разгоняться, что тоже большое преимущество. И как потенциальная возможность – вода, из которой можно изготовить ракетное топливо, – расставляет все точки над i астроном Владимир Сурдин.
Расщепить воду на кислород и водород, энергии Солнца хватит. Но первостепенная задача – безаварийно прилуниться в лунном Заполярье со сложным рельефом. Параллельно нашему аппарату "Луна-25" будет пытаться сесть индийский "Чандраян-3", он сейчас тоже на орбите.
На Луне становится многолюдно, и это здоровая конкуренция. Очередной шаг вперед всего человечества. Космос не может быть чьим-то, он принадлежит всем. По крайней мере, такой договор на площадке ООН подписали все правительства Земли.