Идея фильма о подвиге советского разведчика-нелегала в самом логове врага родилась в Комитете государственной безопасности Советского Союза, и сегодня, 50 лет спустя, можно с уверенностью сказать: Штирлиц вышел из коридоров Лубянки.
Духовным отцом фильма стал председатель КГБ Юрий Андропов, незадолго до съемок он вызвал своего первого заместителя Семена Цвигуна и поручил ему стать главным консультантом новой ленты.
Генерал-полковник Семен Цвигун не просто второе лицо всесильного ведомства. Он профессиональный историк и писатель. По его сценариям выходят картины "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта". В титрах "17 мгновений" Цвигун появляется под псевдонимом Мишин.
"Было условие от Юрия Андропова, чтобы не под своим именем, – вспоминает внучка Цвигуна Виолетта Ничкова. – Он приезжал и отсматривал уже готовые и полуготовые серии, чтобы все было максимально достоверно. Но при этом, чтобы не были раскрыты, может быть, какие-то важные секреты".
Для работы на съемочной площадке Цвигун назначает своего представителя полковника КГБ Георгия Пипию, этнического грузина, выросшего в Абхазии. В фильме Пипия появляется под псевдонимом Колх (от слова Колхида).
"Пипия в свое время закончил Тбилисский университет по специальности "история". После этого защитил кандидатскую диссертацию по теме "Рабочее движение в Германии и Веймарская Республика". Поэтому не случайно, что выбор руководства пал на этого человека", – объясняет историк спецслужб Олег Матвеев.
Май 1967 года, приближалось 30-летие Победы. Возглавивший КГБ Юрий Андропов решает заняться созданием положительного образа ведомства. На Западе гремят фильмы про Джеймса Бонда, в СССР с успехом идет трилогия "Щит и меч" про нашего разведчика нелегала Иоганна Вайса. Он, как и Штирлиц, работает в нацистской Германии. Но Андропов мечтает об идеальном образе нашего разведчика. Им стал Максим Исаев.
"Хотя это литературный герой, вымышленный герой – он стал символом нашей разведки. Он один из символов советского характера и русского характера", – говорит писатель и публицист Арсений Замостьянов.
Своего Штирлица маэстро политического детектива Юлиан Семенов придумал в середине 60-х. Настоящая фамилия Штирлица – Всеволод Владимиров, дворянин, сын профессора права и филологии. Исаев – его оперативный псевдоним.
В фильмах "Пароль не нужен" и "Майор Вихрь", что очень понравились Андропову, Исаев-Штирлиц – второстепенный персонаж. Но всесильный шеф КГБ потенциал разглядел Семенова. Писателя пригласили на Лубянку, и Андропов предложил превратить Максима Исаева в суперагента в самом сердце рейха.
"Юрию Владимировичу доложили; он согласился допустить его в архивы и привлечь в качестве автора", – вспоминает генерал-майор КГБ СССР Георгий Пипия.
"Юлиану Семенову предоставили возможность ознакомиться, видимо, не со всем комплексом материалов, но с какими-то материалами по агенту Брайтенбаху, то есть по Вилли Лемону. И что Семенов был поражен этой историей, он сказал: это мое, я буду этим заниматься", – говорит историк Константин Залесский.
Гауптштурмфюррер СС Вилли Лемон – советский агент Брайтенбах служил в гестапо. Отправлял в Москву секретные сведения о подводных лодках и ракетах ФАУ. Другой прообраз – генерал майор Александр Коротков, перед войной – резидент советской разведки в Германии. Чьи бы черты ни воплотил Семенов в Штирлице, это был не придуманный Джеймс Бонд, а герой с настоящей, пусть и собирательной судьбой.
"У них нет такой драматической и захватывающей истории, как у нас. У них нет такой разведки, у них вообще нет нелегальной разведки. Они со мной работали с помощью наших перебежчиков", – говорит советский разведчик Михаил Любимов.
В фильме сыграло рекордное количество народных артистов СССР. И как сыграло! Отрицательное обаяние высших нацистов был столь убедительным, что победа над таким сильным и хитрым врагом придавала особую ценность. Броневой-Мюллер, Куравлев-Айсман и Табаков-Шелленберг сыграли своих героев дерзко, виртуозно, блестяще.
Уже после выхода картины Андропов позвал к себе домой съемочную группу отметить событие и сказал Табакову: "Олег, так играть бригаденфюрера СС – это просто безнравственно".
"Все сработало в руках Лиозновой! Даже комедийные или лирические артисты вдруг стали восприниматься, как часть этого Третьего рейха. Есть очень много других фильмов о разведчиках, которые никогда не вышли на уровень "Семнадцати мгновений весны", – говорит киновед Вячеслав Шмыров.
Зрители безоговорочно верили фильму, полагая, что он основан на реальных событиях. Генсек Брежнев хотел сам вручить Героя Советского Союза Штирлицу, полагая, что Максим Максимович Исаев — реальное лицо.
"Когда прошла картина, то Леонид Ильич Брежнев был растроган до слез. Он эту картину воспринял, как настоящую жизнь", – вспоминала сама Татьяна Лиознова.
Характеристики героев и коллизии шпионской драмы Семенов разрабатывал в паре с руководителем контрразведки Виталием Бояровым.
"И даже в "Семнадцати мгновениях весны", где речь идет вроде как о разведке, получается, что Штирлиц, работая во внешней разведке фашистской Германии, фактически выполняет функции контрразведчика", – говорит историк спецслужб Олег Матвеев.
Многие эпизоды, например, спасение из гестапо арестованной русской радистки, чтобы организовать радиоигру, – классический почерк действий контрразведки.
Элеонора Шашкова. Прошло полвека, но для миллионов она по-прежнему жена Штирлица. Роль без единого слова в пятиминутной сцене, вошедшей во все учебники кинематографии, Элеонора сыграла без проб. Были только ее наполненные любовью глаза и щемящая музыка Таривердиева.
"И когда Татьяна Михайловна показать Таривердиеву весь, он сказал: я все понял, подошел к фортепьяно, которое там было, сел и заиграл мелодию. Она сказала: боже, это оно", – вспоминала Элеонора Шашкова.
"Ты его очень любишь, страдаешь, переживаешь, как он тут, что он пьет, как тут живет? И последний кадр – самый-самый важный. Она понимает, что, может быть, это последняя их встреча".
Финал Великой Отечественной войны разыгрывается как пролог войны холодной. На секретных переговорах "Санрайз кроссворд" нацистский генерал Вольф и руководитель резидентуры США в Европе Аллен Даллес хотят заключить сепаратный мир втайне от Москвы.
"Есть такой эпизод в фильме, когда Молотов принимает английского посла, и вручает ему ноту протеста против сепаратных действий союзников, которые велись за спиной Советского Союза, которые разоблачил Штирлиц, – вспоминает советник 1-го класса в отставке Дмитрий Ежов, сын Всеволода Ежова. – И Лиознова попросила отца обязательно присутствовать на съемках, поскольку отец несколько раз близко общался с Молотовым".
В октябре 1941-го Сталин вызывает главу пятого отдела ГУГБ НКВД Павла Фитина и ставит задачу – не допустить, чтобы правящие круги Америки и нацистская Германия заключили сепаратный мир. В Германии под началом Фитина 13 резидентур. Получается, Штирлиц – один из его немецких разведчиков-нелегалов.
С реальным обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом (в кино его сыграл Василий Лановой) Юлиан Семенов для работы над книгой встречался лично. Вольф посетовал на позорную нищету боевого генерала и попросил за интервью денег. Сошлись на паре бутылок водки и русской икре. А сыгравшему Вольфа Лановому восхищенный генерал отправил потом бутылку коньяка.
Сериал снимали больше трех лет.
"Когда смотрел Цвигун, Лиознова видела, что он все время что-то пишет, пишет, пишет. Поэтому она разволновалась и говорит: ой, я не могу, он все время пишет, что же делать? Оказывается, он писал то, что ему понравилось", – вспоминал Вячеслав Тихонов.
Премьеру планировали на 9 мая 1973 года. Но в июне Брежнев должен был лететь в США и показ фильма перенесли на август. Успех – оглушительный. Премьеру посмотрели свыше 80 миллионов. Через три месяца – повторный показ. "Когда Штирлиц идет по Берлину улицы Москвы пустеют", писали западные газеты.
"Один из немногих и по-настоящему впечатляющих шоу на советском телевидении можно назвать фильм "Семнадцать мгновений весны" 1973 года. Но NBC вряд ли его покажут. В телефильме критикуется поведение США во Второй мировой войне", – писал Роберт Кайзер из "Вашингтон Пост" в декабре 1973 года.
"Потрясающая актерская игра, высочайший уровень технического производства. Фильм о советском шпионе, который внедряется в гестапо и разрушает платы тайного мирного соглашения между нацистами и американцами, которое бы развязало руки гитлеровским войскам в отношении русских на восточном фронте", – писал Роджер Ледингтон из газеты Green Bay Press-Gazette в 1974 году.
Это кино, где за все 14 часов экранного времени почти нет погонь и перестрелок, но есть интеллектуальное фехтование. И сегодня, полвека спустя, уже на новом витке противостояния между Востоком и Западом кино про идеального советского разведчика актуально как никогда.