Еще один пример – итальянцы, которые сдают свою национальную кухню, признанную ЮНЕСКО.
Утро итальянца уже никогда не будет прежним. Это раньше бармен спрашивал капучино или кофе, круассан с кремом или шоколадом.
А теперь из муки сверчков. На вкус разницы почти никакой, но это очень сытный завтрак: в 100 граммах муки из сверчков 65% протеинов. В мясе – 22%.
Этот белок будущего, конечно, стоит недешево, потому что мука пока завозная – вьетнамская. Итальянские производители еще ждут сертификации от EFSA – Европейской комиссии по продовольственной безопасности.
137 евро за килограмм муки – это "золотые" сверчки. С такими ценами на насекомых Европу не посадить – нужны промышленные масштабы и свое производство.
Про сверчков Йозе Чанни, семья которого всегда разводила куриц, все понял еще 10 лет назад, прочитав доклад Всемирной продовольственной организации о том, как мир будет бороться с голодом в бедных странах. После событий на Украине дефицит муки грозит уже всем. На переработку, в муку, сверчки готовы спустя 30 дней жизни. Но сначала суперморозильник.
Спустя несколько часов замороженный сверчок уходит в печь и выходит в засушенном виде – готовый для производства муки.
Слегка соленые, хрустящие. На столах в барах скоро будут лежать они, вместо фисташек.
Для борьбы с зерновым кризисом сверчок – идеальное решение. Еврокомиссия начала выдавать лицензии на использование муки пачками. Скоро Йозе начнет строить самую крупную в Европе фабрику.
Сверчков разводим миллиардами – коров под нож. Эту новую тенденцию почти год не могут переварить голландские фермеры. Акции протестов начались год назад, когда правительство анонсировало антиазотный план, потребовав от заводчиков сократить поголовье животных. Задача – уменьшить выбросы азота на 50% к 2030 году. Путем простых арифметических вычислений стало понятно, что нужно отправить на бойни 50% коров.
"Это наша еда, и они хотят уничтожить ее. Мы будем есть насекомых и все такое, а мы этого не хотим", – говорят протестующие.
После жестких протестов план уничтожения куриц и коров приостановлен. Тем более животные, точнее их отходы – навоз, это хороший источник альтернативной энергии: во время брожения вырабатывается биогаз. Именно в таких свежих решениях Европа, которая хорошо помнит прошлую зиму без российского газа, сейчас отчаянно нуждается.
"Важно, чтобы мы обеспечивали дешевую энергию. Именно это мы и делаем в Германии, не ставя себя в зависимость от все более дорогих угля, газа и нефти. Мы развиваем возобновляемые источники энергии, которые могут производить электричество очень дешево и могут обеспечить Германии до 80% электроэнергии из возобновляемых источников к 2030 году", – утверждает канцлер Шольц.
Экологический переход, объявленный Евросоюзом, будет небыстрым, дорогим и, как уже кажется некоторым экспертам, маловыполнимым. Есть первые потери – репутация министра экономики Роберта Хабека, который, спасая Германию от газового кризиса и защищая климат, запретил топить дома газом и нефтью. Судя по опросам, немцы идею не оценили – 50% мечтают об отставке министра. Очереди на тепловые насосы – 12 месяцев. Стоят дорого, сети не готовы – не хватает 60 тысяч специалистов для монтажа.
"Отопление электричеством на 30% дороже, чем газом. Ученые подтверждают, что это даже не приводит к экономии CO2. Задача министра Хабека по установке 500 тысяч новых тепловых насосов в год показывает, что он не имеет ни малейшего представления о том, как на самом деле выглядит мир за окном", – считает депутат Бундестага Марк Бернхард.
Чтобы спуститься с небес на землю, нужно просто сходить за хлебом. В Британии он подорожал на 28%. Или за макаронами в Италии – плюс 17%, или за сыром – плюс 40%. Инфляция подана на стол европейцам, и цены обратно не откатятся. Вот последние данные Евростата по базовым продуктам: картофель, молоко, яйца, масло. Больше всего подорожал сахар – плюс 55%. Курица – 12%. Как и в случае с газом, Европейская комиссия по пищевой безопасности ищет альтернативы – присматривается к синтетическому мясу, которое уже давно разрешено в США и Сингапуре.
Под стеклом клетки свиньи. Пункцию делали в задней части животного. В переводе на "мясной язык", это окорок. Чтобы вырастить его в пробирке, нужно регулярное питание – капельницы.
Стартап Brunocell – пионер в Италии. Совместный проект Университета Тренто, кафедры молекулярной биологии, промоутеров и частных инвесторов, которые еще в 2019, на заре экспериментов, поняли, что быстро выращенная свинья – это быстрый доход.
До того, чтобы увидеть стейк нужно придать субстанции форму, цвет и вкус, если это выйдет на промышленный уровень.
Италия пока – единственная страна, которая на уровне закона запретила производство и продажу синтетического мяса. Но что скажет на этот демарш Брюссель, который на исследования и проект замены животных протеинов протеинами альтернативными уже выделил 20 миллионов.