Невыносимая жара – тридцать градусов в тени. Жители Владивостока искали спасения от зноя в море, но вместо солнечных ожогов получали ожоги от щупалец медуз-крестовиков.
Даже одно щупальце обжигает. А их у этой медузы может быть 80. Крестовики очень маленькие – самая крупная медуза, пожалуй, диаметром с пятирублевую монету. При этом они незаметные, полупрозрачные, в коричнево-сером обрамлении. Обнаружить ее человеку в зарослях морской травы почти невозможно.
В отделение токсикологии владивостокской больницы теперь каждый день поступают по 10-15 пациентов. Симптомы – как у сильнейшего отравления или приступа аллергии.
"Развивается такая болевая форма, что суставы просто выламывает. Ни один аптечный препарат вам не поможет. Если у вас великолепный болевой порог, то да, вы можете сидеть дома. Обычно все приезжают сюда только из-за болевой и кашлевой формы. Кашель такой развивается, что ты его ничем не подавишь", – рассказывает главный внештатный токсиколог Приморского края Кирилл Коростылев.
Антон Тарасов отдыхал один на приморском острове Рикорда. Мобильной связи не было. Острое состояние длилось порядка 12 часов.
"Были признаки удушья, сильная ломота в теле, как когда у человека грипп. Я прекрасно понимал, что это не смертельно, что надо просто пережить", – вспоминает Тарасов.
Летальных случаев от укуса крестовика действительно не фиксировали никогда. Для Приморья медузы-крестовики – постоянный сезонный враг.
"В 1966 году было более тысячи укушенных за сутки", – рассказывает начальник отдела содержания экзотических гидробионтов Приморского океанариума Антон Щербаков.
Бухты острова Русский – один из самых опасных. Здесь много водорослей – в них, как правило, и обитают ядовитые медузы. Необходимо обработать место ожога пресной водой и растереть место укуса либо спиртом, либо уксусной кислотой.
Сезон медуз – до середины сентября: в Приморье очень теплое "бабье лето". Но сейчас в череде отравлений ждут паузы: на регион надвигаются дожди, а непогоду крестовики не выносят.