В скандально известной сибирской сети пансионатов "Рэмели", где постояльцев избивали и морили голодом, продолжают умирать старики. После шумихи в СМИ была отправлена под домашний арест управляющая филиалом, а вот владелец сомнительных ночлежек Артем Романенко по-прежнему наслаждается свободой.
Как бизнесмен сколотил состояние на беспомощных стариках? Могла ли ему оказывать покровительство мать — высокопоставленная сотрудница Роспотребнадзора? И сколько еще в России таких приютов, о которых контролирующие органы даже не слышали?
Центр Новокузнецка. Трехэтажное здание бывшей гостиницы теперь занимает один из филиалов скандально известной сети домов престарелых "Рэмели". Куда смерть почему-то приходит чаще обычного. Вот и в этот раз — перед приездом нашей съемочной группы умер один из постояльцев.
В помещениях пансионата работают сотрудники полиции, но управляющей, похоже, нет до этого дела. Ей куда важнее проследить за журналистами.
Комнаты забиты людьми. Кровати стоят впритык друг к другу. На кухне — грязь, в воздухе — едкий запах.
На 50 постояльцев мы увидели всего две сиделки. Но здесь пенсионеров хотя бы кормят. В отличие от филиала той же сети в Новосибирске. Там на питание в сутки выделялось по 85 рублей на человека.
Стариков едва ли не морили голодом, а еще избивали.
Эти страшные кадры мы сняли пару недель назад, когда только начали свое расследование. За последний месяц в этом пансионате на Инской улице скончались как минимум трое пенсионеров.
После репортажа нашей программы о гибели ветерана Великой Отечественной войны — 98-летнего Ивана Ларионова, которого кто-то сильно избил, — ситуацию взял под личный контроль председатель Следственного комитета России.
Вернемся в Новокузнецк. Мы решили выяснить, кто же организовал для стариков в городах Сибири сеть грязных ночлежек, замаскированных под пансионаты европейского уровня. Учредитель компании — местный предприниматель Артем Романенко. Человек занятой и как будто неуловимый. В офисе его не застать.
Подчиненные Романенко оповестили его о нашем визите. Бизнесмен обещал приехать через пять минут. Мы тем временем осмотрели офис компании. На дверях — табличка с названием "Рэмели", во всю стену красочный рекламный баннер. Правда, договоры с клиентами здесь заключают от лица другой организации — ООО "Гармония". И не только.
Названия меняют словно перчатки. Видимо, после скандалов с клиентами. На столе — документ из прокуратуры Новокузнецка. В нем речь идет о другом погибшем пенсионере. А вот выписка из банка. Согласно ей, на счета ООО "Гармония" поступило больше миллиона рублей, это только за несколько дней!
Господин Романенко не приехал ни через обещанные пять минут, ни через час. А потом перезвонил и заявил о том, что у него появились срочные дела за городом. По телефону общался подозрительно вежливо.
В Новокузнецке поговаривают о том, что Артем Романенко чувствует себя неприкасаемым из-за влиятельной мамы. Она возглавляет местный отдел Роспотребнадзора. Сотрудники ведомства обязаны проверять подобные учреждения, которые организовал коммерсант.
Многие недоумевают, почему Артем Романенко после громких скандалов и череды смертей в его пансионатах каждый раз выходит сухим из воды. Вот и в уголовном деле по факту гибели ветерана Великой Отечественной войны из Новосибирска обвиняемой стала управляющая пансионатом — Елена Наумова. О претензиях к Романенко информации нет.
Елена Коновалова, старший помощник руководителя (по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ) СУ СК РФ по Новосибирской области):
Следователями СК управляющей предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. По уголовному делу проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего.
Наумова проживает в старом пятиэтажном панельном доме на окраине Новосибирска. Елена Наумова отбывает домашний арест вот в этой квартире. С журналистами не общается. Но информацию о ней можно получить на доске объявлений. Так, согласно этой бумаге, Наумова задолжала за услуги ЖКХ порядка двухсот сорока тысяч рублей.
А вот, для сравнения, владения бизнесмена Артема Романенко в Новокузнецком районе Кемеровской области. На просторной территории рядом с лесом – два двухэтажных коттеджа, беседка, детская площадка, асфальтированная дорога и клумбы с цветами. По словам бывшего бизнес-партнера Романенко, все это нажито в том числе и за счет пенсионеров, которые доживают свой век в ночлежках предпринимателя.
Денис Зяблицев, бывший бизнес-партнер Артема Романенко:
Оказалось, что со счетов нашей организации деньги уходят на нецелевые нужды Артема, строится загородная недвижимость. Шесть миллионов со счетов нашей организации, нашего предприятия ушли на строительство и закупку мебели там дорогостоящей, строительства недвижимости.
Это выписка со счетов компании. Вот, например, почти 260 тысяч рублей перечислены за покупку в новокузнецкой студии мебели и дизайна. Туда же ушли 108 и 126 тысяч рублей.
А вот на подопечных пенсионерах Романенко предпочитает экономить. Бывшая сиделка новосибирского филиала Наталья Смирнова рассказала, в каких условиях ей приходилось работать. По ее мнению, управляющую пансионатом сделали крайней.
Наталья Смирнова, бывшая сиделка:
Я думаю, что руководство тоже должно немножко понести ответственность. Потому что если бы они не делали так, принимали бы побольше работников, когда очень много бабушек и дедушек. Должно быть не две сиделки и не одна, а минимум три—четыре должно быть.
Она при мне звонила туда и ругалась. Они говорили: мы ищем, мы ищем. Вы пока справляетесь как можете. Наши бабушки, которые туда поступали, со временем превращались просто в тень. Потому что не хватало им еды.
Чем больше мы погружаемся в тему организации ухода за пожилыми людьми в "Рэмели", тем страшнее становится за пенсионеров, которые там находятся. В рамке с черной лентой — фотография жительницы Новосибирска, 95-летней Ольги Орловой. Ветеран труда тоже умерла в этом пансионате. После двух недель проживания в "Рэмели" у нее была пробита голова и сломаны шесть ребер.
Надежда Фадина:
И синяки у нее были, прям все тело в синяках. Потом через день уже как по расписанию мы приехали уже с Ирой — она уже все, она лежит, через раз дышит.
Подобных "домов смерти" только в Новосибирске – десятки. "Рэмели" — не одна такая сеть. И ушлых, бессовестных коммерсантов тоже хватает. Эти типы кормятся за счет несчастных стариков, которых родственнички спихнули в подобные заведения. Вот кадры из так называемого пансионата "Вера". Обшарпанный подъезд жилого дома, а на втором этаже в обычной трехкомнатной квартире лежат больные старики.
Контролирующие органы даже не знают о существовании многих таких приютов. После череды смертей беззащитных пенсионеров в Госдуме начали обсуждать новый законопроект.
Ольга Занко, заместитель председателя комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений:
Понимаете, правил нет! Нет правил. Важно создать всероссийский реестр добропорядочных организаций, чтобы семьи понимали, что в этих организациях об их близких будут заботиться, будут с уважением к ним относиться, оказывать грамотные и качественные медуслуги. Лицензирование — это тот формат, который позволит не приводить к этим ужасным последствиям.
После шумихи в СМИ филиал пансионата "Рэмели" в Новосибирске, в котором погиб ветеран Великой Отечественной войны, закрыли. Больных стариков расселили по госучреждениям. Сейчас они в безопасности.
А вот предприниматель Артем Романенко продолжает беспардонно и безнаказанно вести свой бизнес и наслаждаться сладкой жизнью — несмотря на то, что в его грязных ночлежках один за другим умирают пенсионеры при более чем странных обстоятельствах. И неизвестно, сколько еще по всей стране таких циничных коммерсантов, которые делают деньги на беспомощных стариках.