Это проект Союзного государства России и Белоруссии, основанный документах следственных органов и судов наших стран. Леденят душу фотографии расстрелянных детей, сожженных деревень, о безжалостной блокаде Ленинграда. Цель сборника – защита исторической правды, которая так сегодня нуждается именно в защите.
Другая книга – новый российский учебник истории для 11-х классов, что уже отдан в печать. Он охватывает период от 1945 года до наших дней. Авторы – Владимир Мединский и академик Анатолий Торкунов успели захватить и период СВО, и принятие в состав России возвращенных регионов. Учебник богато иллюстрирован. Написан в совершенно новой, свежей манере. И если честно, то – захватывающее чтение и для родителей.
Ну, а у нас на очереди – фрагмент исторического документального фильма Юрия Старикова "Битва за Днепр". Лента вышла на телеканале "История", которым руководит Алексей Денисов. В фильме впервые используются уникальные кадры из трофейного архива Госфильмофонда России о том, как ведомство Геббельса и Розенберга пытались натравить население советской Украины на Красную Армию и свою родину. Метод – как и сейчас: сдавайтесь и будете пить пиво и вообще – жить, как в Германии. Ничего нового.
В мае 1941 года, еще до нападения Германии на СССР, Розенберг составил подробную инструкцию для будущего рейхскомиссара Украины. В ней он писал: "Задачи рейхскомиссара по Украине могут иметь всемирно-историческое значение. Если удастся всеми средствами — политическими, психологическими и культурными — создать украинское государство от Лемберга до Саратова, то будет разрушен многовековой кошмар немецкого народа, связанный с Российской империей, Германии не будет грозить морская блокада, и на все будущие годы будет гарантирован приток продовольствия и сырья".
Альфред Розенберг. Он уроженец Прибалтики. И он очень, скажем так, внимательно изучал Россию. Розенберг в свое время сформулировал идею, которую очень активно продвигал. Он сказал, что без Украины мы не сможем победить Россию. Русских можно победить при условии, если на них натравить украинцев. То есть, если русские и украинцы станут врагами и будут с друг другом сражаться, вот только тогда Германия сможет победить русский народ.
В той же инструкции для рейхскомиссара Украины Розенберг предложил конкретные меры для перевоспитания украинцев. Он писал: "Хорошо было бы немедленно как можно скорее взять под контроль все вопросы психологического влияния. Необходимо возрождать украинское историческое самосознание в целях преодоления последствий жидобольшевистского ига, имевших место за эти годы".
Под "психологическим влиянием" рейхсминистр понимал целый комплекс пропагандистских акций, которые должны были посеять ненависть ко всему русскому и советскому. Весной 1942 года имперский отдел пропаганды организовал выставку "трофеев", вывезенных с оккупированных советских территорий. Выставку назвали "Советский рай". По задумке геббельсовских пропагандистов, ее посетители должны были воочию убедиться, до какого жалкого состояния довел народ сталинский режим. Павильоны выставки размещались в берлинском парке Люстгартен на площади девять тысяч квадратных метров.
Здесь зрители могли увидеть копию русской деревни с полуразрушенными деревянными лачугами. Здания и предметы советского быта были нарочно испорчены и обмазаны грязью. Убогость русского быта подчеркивала развешенная дырявая одежда и примитивная глиняная посуда. На выставке также крутили короткометражный документальный фильм. Его сюжет был незамысловатым: в нищих сёлах немецких кинооператоров встречают оборванные и голодные жители, в домах которых сидят исхудавшие дети, с ног до головы облепленные мухами. Помимо бедности населения акцент делался на кровожадности советской власти. Одним из самых эффектных экспонатов выставки стала расстрельная камера НКВД, в которой якобы погибли пять тысяч человек.
Эти фильмы были сняты довольно в массовом порядке. Пропагандистская кампания была организована. Прежде всего, она шла в рейсхкомиссариате Украина. Зачем это нужно? Чтобы сформировать из Украины анти-Россию, столкнуть их на поле боя, помочь Украине разбить русских, а потом спокойно уничтожить то, что осталось. Никто не предполагал, что дальше украинцы будут процветать под флагом фюрера. Это не предполагалось. Но вот это вот ударная сила должна была стать необходимостью для того, чтобы победить русских и развалить Россию на маленькие области. Нужно сделать так, что все, условно, области России стали бы несвязанными с другими. То есть, чтобы жили не русские везде, а вятичи, смоляне. Чтобы смоляне не любили вологжан. И даже было сказано, как писал Розенберг, даже было бы хорошо, если в каждой области была своя религия. Ну своя секта. Православный – значит, секта.
Эти кадры были сняты в 1942 году в оккупированной румынами Одессе. После двух богоборческих десятилетий у стен Свято-Ильинского мужского монастыря впервые проходит массовый народный молебен. В годы оккупации румыны открыли в Одессе 4 монастыря и более 30 православных храмов. В школах были введены обязательные уроки Закона Божия, а при Одесском университете открыта кафедра богословия и организованы пастырские курсы. Однако богослужения проводились румынскими священниками. В школах и вузах было введено обязательное изучение румынского языка. Так выполнялся истинный план оккупантов – румынизировать народ Новороссии, чтобы навсегда присоединить эти земли к великой Румынии.
Киноленты на религиозную тему немцы охотно снимали и показывали на оккупированных территориях на протяжении всей войны. Перед вами уникальная и очень редкая трофейная кинопленка, которая была снята в Берлине в начале 1945 года. На этих кадрах на богослужении молится глава комитета освобождения народов России и командующий так называемой Русской освободительной армией, бывший советский генерал Андрей Власов. В Советском Союзе этот человек был членом ВКП(б) и считался убежденным атеистом. Попав в немецкий плен и согласившись стать знаменем антисоветской пропаганды, Власов принялся покорно исполнять любые приказы своего нового начальства. По замыслу немецких пропагандистов, кинолента о якобы верующем генерале Власове должна была создать образ нацистской Германии как освободительницы от безбожного ига.
"Немцы пытались это совершенно с другой стороны, показывать, что они несут не оккупацию, а освобождение. Не порабощение, а освобождение от советского злобного режима. Была знаменитая "война плакатов". Понимаете, очень важно еще понять тот момент, что, когда я что-то хочу увидеть, то если мне это показывают, я охотно с этим соглашаюсь. Вот как раз мы должны с вами констатировать, что значительная часть населения, прежде всего, Западной Украины, она была настроена коллаборационистски, она была настроена антисоветски, поэтому они с такой легкостью шли на службу к немцам", – поясняет Алексей Плотников, историк.
В годы Второй мировой войны производством пропагандистских фильмов для рейхскомиссариатов Украина и Остланд занималась немецкая киностудия "УФА". Часть новостных киножурналов "Уфа тонвохе" с 1941 года выходила на украинском и русском языках. Над фильмами работал целый штат профессионалов – сценаристов, режиссеров и операторов. Все киноленты создавались под строгим надзором чиновников из министерства Геббельса. Особенно часто студия выпускала пропагандистские фильмы для украинских рабочих, которых в Германии называли остарбайтерами.
"Пропаганда никогда не соответствует действительности. Пропаганда была создана именно для привлечения населения. И именно для введения его в заблуждение. На самом деле, остарбайтеры, во-первых, они жили в лагерях, то есть, изолированно. Контроль за жизнью остарбайтеров был поручен СС. То есть, соответственно, там были определенные, достаточно жесткие правила поведения, как то – соблюдение комендантского часа, запрещение контактов между женщинами и мужчинами остарбайтерами, и женщинами и мужчинами немцами, очень жесткие моменты по саботажу, отказу от работы и так далее, и достаточно суровый режим обращения. То есть, это люди, которые были не узниками концлагерей, они стояли выше их по правовой категории, но близко к ним. То есть, попасть в концлагерь не было никаких проблем. Отказ от работы – автоматически концлагерь", – рассказывает историк Константин Залесский.
Однако Адольф Гитлер так и не оценил грандиозный пропагандистский проект Розенберга. Для него Восточная Европа была всего лишь источником сырья и бесплатной рабочей силы. Истинные планы фюрера в отношении Украины были подробно описаны в генеральном плане "Ост". Этот машинописный документ на ста страницах был составлен в Берлинском университете имени Гумбольдта и сопровождался многочисленными схемами, графиками и математическими расчётами. Украину и другие захваченные территории Советского Союза немцы планировали использовать исключительно как аграрный и сырьевой придаток Германии. Все крупные промышленные центры предполагалось ликвидировать, а города полностью перестроить и заселить этническими немцами. Больше половины местных жителей следовало уничтожить или выселить за Урал. Согласно плану, немцы имели исключительное право занимать все ключевые должности в городской администрации, торговых и культурных учреждениях. Никакой национальной автономии и тем более государственной независимости для Украины текст плана "Ост" не предусматривал.