Тема:

Спецоперация России 21 минута назад

Удивительная живучесть или счастливый случай: на Западе обсуждают полет Ка-52

Резонансное видео из зоны спецоперации. Кадры сняты экипажем российского вертолета, который возвращался с боевого задания вместе с еще одним, причем достаточно сильно поврежденным.

Если говорить точнее, у Ка-52 в этот момент просто отсутствовала значительная часть хвостовой балки. Фактически был напрочь оторван киль. Версии о причинах есть разные. Кто-то пишет, что машина попала под огонь вражеского ПВО. Другие считают, что пилот неудачно сбросил подвесные топливные баки, и оперение снесли именно они.

Но, в любом случае, налицо прямо-таки удивительная живучесть. Ведь даже без хвоста "Аллигатор" остался на лету. Уверенно маневрировал в воздухе, будто ничего и не случилось, а затем абсолютно спокойно дотянул до базы. Западные СМИ, похоже, не понимают, как вообще такое возможно. Они склонны списать все это на счастливый случай. Хотя везение здесь абсолютно ни при чем. Кого же стоит больше похвалить: пилотов или конструкторов вертолета?

Здесь все молодцы. Экипаж – это настоящие профессионалы, но на другой модели вертолета такое провернуть им вряд ли бы удалось.

Один из лучших ударных вертолетов современности. "Один" – потому что есть еще Ми-28НМ. Ка-52 "Аллигатор" несет оружия, как целая батарея. Да еще и летать может с оторванным хвостом!

К такому западных военных аналитиков жизнь не готовила. Вот и приходится на ходу менять риторику. Год назад, например, Минобороны Великобритании клеймило Ка-52, называя чуть ли не главным провалом специальной военной операции.

Теперь в свежих брифингах англичане признают: русские ударные вертолеты безраздельно властвуют в небе над Украиной, купируя хваленый "контрнаступ". Еще красивее выражаются американские военные журналисты: "Аллигатор" – высший хищник высокотехнологичной войны".

– Особенность вертолетов для текущего момента специальной военной операции: мы не знаем, в какой именно точке ВСУ будет наносить удар. Вертолет может оперативно переместиться на 100, на 150 километров, и оказать поддержку наземным частям. По сути, это летающая батарея систем поражения, – поясняет военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Ка-52 "Аллигатор", не путайте его с "Крокодилом" – это другой вертолет, является одной из самых современных российских боевых машин. Она принята на вооружение в 2011 году, и является развитием идей другого легендарного зверя: Ка-50 "Черной акулы".

От него "Аллигатору" досталась "соосная" схема основных винтов: они располагаются один над другим и вращаются в противоположные стороны, что значительно улучшает летные характеристики. И главное, избавляет от необходимости иметь дополнительный хвостовой винт! Собственно, данная особенность вертолета и помогла экипажу этой конкретной машины дотянуть до аэродрома почти без хвоста.

– Верхний винт вращается по часовой стрелке, нижний – против часовой стрелки. Таким образом гироскопический эффект гасится. И когда заднего стабилизатора у вертолета нет, то он может с определенными трудностями, но управляться, – констатирует заслуженный военный летчик России Владимир Попов.

И к слову о живучести: отдельного упоминания заслуживает защита вертолета – самая современная из существующих. Помимо брони жизни экипажа охраняет комплекс "Витебск" – это система камер и детекторов, расположенных в разных частях фюзеляжа. Ультрафиолетовые пеленгаторы и датчики лазерного облучения засекают пуски зенитных ракет любого типа. И обо всех угрозах электроника немедленно докладывает летчикам.

– Атака спереди.

– Атака спереди, "Стингер".

– Атака слева. Где он?

А далее система автоматически пускает в ход либо старые-добрые тепловые ловушки, либо собственную интегрированную аппаратуру РЭБ. Известен случай, когда один Ка-52 за время боевого вылета, благодаря системе "Витебск", ухитрился отбиться от 18 "Стингеров"!

– Это не разрозненные какие-то там блоки. Это более серьезный комплекс, который работает в автоматическом режиме не только на противодействие ракетам с тепловыми головками наведения. Он работает и против средств с лазерным наведением. И в зависимости от опасности, совершает определенные действия, направленные на противодействие зенитным системам, – разъясняет военный летчик, пилот вертолета Александр Синюгин.

Но "Аллигатор" не просто живучая машина. Западные эксперты к плюсам вертолета причисляют, например, конфигурацию кабины летного экипажа: пилотов – двое, они сидят плечом к плечу, одновременно получая полную информацию о ситуации на поле боя.

Второй пилот нужен для управления системами вооружения, которых много. Это и авиапушка калибром 30-миллиметров, способная прошивать даже бронетехнику; ПТУРы – "Атака" или даже сверхзвуковой "Вихрь"; НУРСы – неуправляемые реактивные снаряды – и ракеты "воздух-воздух". На пилоны можно подвешивать дополнительные орудия и авиабомбы. От такой мощи живым никто не уйдет.

– Он может нести самую современную ракету, которая только в 2021 году начала поступать в ВКС. Называется она ЛМУР ("легкая многоцелевая управляемая ракета"), "изделие 305". Это уже не секретная информация, она может бить на расстояние до 20 километров. На самом деле, таких ракет современные вертолеты нигде в мире не несут, – добавляет военный эксперт Дмитрий Корнев.

Так что нет, господа из Лондона, успехи Ка-52 на полях спецоперации – это не счастливая случайность. Просто в каждой пищевой цепочке должен быть высший хищник. И, к счастью, он на нашей стороне.