Тема:

Главные события 38 минут назад

Глава МВД РФ рассказал, как бороться с "бедой киберпреступности"

Борьба с международной преступностью должна быть вне политики. Об этом глава МВД России Владимир Колокольцев говорил во время визита в Саудовскую Аравию. По приглашению своего коллеги Абдельазиза Бен Сауда Бен Наеф Аль Сауда он ознакомился с правоохранительной системой Королевства. На встрече обсуждались актуальные вопросы взаимодействия. Подробнее об этом Колокольцев рассказал в интервью программе "Вести. Дежурная часть".

– Владимир Александрович, наш разговор проходит на высоте 10 тысяч метров. Высоту набирает и российско-саудовское сотрудничество в части полицейского взаимодействия. Как вы оцениваете этот уровень в сегодняшней непростой геополитической обстановке?

– Такая встреча министров внутренних дел Королевства Саудовская Аравия и Российской Федерации проводилась впервые. И я благодарен Его Королевскому Величеству – министру внутренних дел за очень гостеприимный прием. Что касается наших взаимоотношений, они проходят по восходящей. Безусловно, международная обстановка, геополитические события сказываются на всех событиях международного полицейского сотрудничества. Что отрадно, Королевство Саудовская Аравия не поддалось на давление извне и не вступило в украинскую коалицию и продолжает проводить свою самостоятельную, суверенную политику. И в том числе, с Российской Федерацией.

Конечно, это сказывается на наших контактах с партнерами, и нас многое объединяет с учетом сегодняшней международной повестки дня, особенно сохранение традиционных ценностей в наших государствах. Что в РФ, что в Королевстве не приемлют попытки извне привнести к нам в страны какие-то специфические свои западные ценности. Они могут в ближайшее время заключать браки с животными, но это не означает, что мы должны следовать по их принципам. Там, наверное, кто-то уже похрюкивает в предвкушении. Но, тем не менее, что у саудовцев, что у россиян однозначная позиция сохранения наших традиционных ценностей.

– Какие ведущие направления в ближайшее время могут быть реализованы по части взаимодействия?

– Договорились развивать наше качественное сотрудничество по многим направлениям. Конечно, наиболее востребованные направления с учетом сегодняшней современной обстановки в мире – это информация о террористах, об экстремистах и их передвижениях, их финансировании. Здесь граница очень условная в мире в этом плане. Это, безусловно, объединение усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Мы посещали подразделение по борьбе с наркотиками. Что у нас, что у них –действительно одни и те же проблемы. Мы говорим на одном языке, обсуждаем одни и те же проблемные вопросы. Ну, и, конечно, борьба с киберпреступностью. Они также подвергнуты опасности в этом направлении, так же, как и россияне. Мы определились прорабатывать вопросы подготовки специалистов, проведение соответствующих курсов обучения. И это сотрудничество будет расширяться и углубляться во имя безопасности и стабильности в наших странах.

– Вы, выступая, сказали, что проблема наркотиков – это мировая проблема, и российский опыт саудовские коллеги, как я понял, оценили и им заинтересовались. В ближайшее время стоит ли ждать, может быть, каких-то взаимодействий в этом направлении?

– Результативность нашей работы и, главное, методика нашей работы – она, конечно, для всех заинтересованных наших коллег является востребованной. У нас достаточно жесткая уголовная ответственность за этот вид преступлений, вплоть до пожизненного, а у саудовских коллег здесь вид наказания – смертная казнь. В любом случае, эта тема специфическая. И я еще раз хотел подчеркнуть, что двусторонние контакты в теме борьбы с наркотиками очень важны, потому что ни для кого не является секретом, что всячески оказывается давление со стороны определенных заинтересованных государств на исключение России из международного полицейского сотрудничества, я имею в виду Интерпол. Нельзя допускать политизации международного полицейского сотрудничества. Такой же позиции придерживаются наши саудовские коллеги.

– Вы говорили по поводу участия украинских, разных злоумышленников в создании лабораторий. Вот тоже, наверное, очень важный для России сейчас вопрос. То есть как с этим идет борьба?

– Последние наши результаты по пресечению деятельности так называемых нарколабораторий по производству синтетических наркотиков показывают, что наши соседи полностью вовлечены в этот бизнес. И задержание производителей вот этих синтетических наркотиков показывает, что часть из этих преступников приехали с Украины, организовали эту работу. И наше последнее изъятие самых наркотиков – до 500 килограммов синтетики, и тоннами изымаем прекурсоры…

– Работать есть над чем – также, как, наверное, и в сфере IT-технологий. Преступления совершенствуются. Как борется МВД с IT-преступлениями?

– Вы затронули очень важную тему. Я объясню, почему. У нас продолжает увеличиваться количество киберпреступлений. Да, не такими темпами, потому что несколько лет назад эти темпы просто в геометрической прогрессии возрастали. Сейчас эти темпы резко снизились. Надо учитывать то, что почти треть киберпреступления занимают во всем объеме совершаемых преступлений. И, как правило, это хищения. Я могу сказать, что почти 99, а если быть точнее, 98,9 процента всех киберпреступлений выявляют именно сотрудники МВД. И поэтому я могу подтвердить, что мы делаем все от нас зависящее для того, чтобы побороть вот эту беду.

Здесь нужно больше и больше стараться разъяснять гражданам, особенно наиболее уязвимым, пенсионерам – они гораздо легче поддаются на все вот эти уловки злоумышленников, зачастую с украинским акцентом. Когда мы входили в Херсонскую, например, область, там действительно функционировали на протяжении нескольких лет целые колл-центры, где люди приходили как на работу и занимались "работой" по изъятию денежных накоплений у наших пенсионеров, старших членов нашего общества. И они работали, даже не отягощая себя какими-то моральными принципами. Нельзя никогда обижать ни младших, ни пожилых!

– Взаимодействие с банками, наверное, тоже очень важно, да?

– Мы взаимодействуем и с банковскими структурами, и с другими финансовыми институтами. Но здесь мы без участия общественности, без участия – я не боюсь такого слова – публичных лиц не обойдемся, потому что очень важна профилактика.