Премьер-министр Японии Кисида собрал коллег по "большой семерке" в Хиросиме. В этом году – 78 лет, как на город упала атомная бомба. Именно так – упала. Как бы сама собой. В этом высоком обществе не принято уточнять, что ее сбросили американцы. Теперь они вместе – дети тех, кто бомбил, и тех, от кого на стенах уцелевших домов остались только тени, – высаживают очередное деревце в Парке мира. Дескать, смотрите, все, никогда больше. Правда, президент Байден, как и его предшественники, не хочет извиняться. США не считают это преступлением, а значит, при определенных условиях могут и повторить. Конечно, исключительно из самых добрых намерений, ради ценностей свободного мира.
"Мы отстаиваем общие ценности, включая поддержку храброго народа Украины, защищающего свою суверенную территорию, и привлечение России к ответственности за агрессию", – заявил Байден.
Про "привлечение России", в общем-то, весь саммит. По санкциям из свежего: американцы запретили экспорт в Россию красок, очередной электроники и очков от солнца, Евросоюз думает, как прожить без российских алмазов и нефти, точнее, индийского топлива, сделанного из нее. Впрочем, интрига мероприятия держалась отнюдь не на его содержании. Все с этим было сразу понятно. Западную прессу, например, больше волновал вопрос, долетит Зеленский до Японии или не долетит. Изначально его участие было согласовано в формате видеоконференции, но в субботу французский правительственный борт все-таки доставил его в Хиросиму.
Видимо, и для самого Зеленского японские гастроли стали неожиданностью. Вот британский премьер Сунак объясняет ему его роль, к сожалению, агентства дали это без звука, но, в принципе, понятно: ничего особенного не требуется – делай то, что всегда, проси оружие и санкции, вообще, можешь повторить то, что говорил только что в Саудовской Аравии. В пятницу Зеленский выступил там на саммите Лиги арабских государств: "Я здесь для того, чтобы все могли честно взглянуть на ситуацию".
Разумеется, как же без Зеленского "честно взглянуть на ситуацию". Он, видимо, считает, что уже никак. Но если быть честными до конца, то, приглашая его в свою страну, наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд преследовал главным образом цель нивелировать обескураживающий для Запада эффект от восстановления дипломатических отношений с союзником России Ираном и возвращения в Лигу еще одного союзника России – Сирии. Когда Зеленскому дали слово, Башар Асад демонстративно снял наушники для синхронного перевода. Смысла, в принципе, нет слушать про якобы справедливый мирный план. Арабский мир не может дать Зеленскому то, что он хочет, безоговорочной поддержки, а то, что может дать, посредничество, ему не нужно. Точно так же, как и его хозяевам, которые продолжают настраивать Украину на войну до конца обещаниями новых пакетов антироссийских санкций и военной помощи. Правда, не всегда проходит гладко.
Сегодняшний обмен любезностями между Зеленским и Байденом был прерван вопросом, от которого гость из Киева изменился в лице: "Господин президент, Украина все еще удерживает Бахмут?" "Я думаю, нет, но вы должны понять, что там ничего нет, они уничтожили все здания. Очень жаль, это трагедия, но сегодня Бахмут есть только в наших сердцах", – ответил Зеленский.
Новость про взятие русскими Бахмута подпортила выстраиваемый на Западе образ Зеленского как без пяти минут победителя. Вообще, трюк с его появлением в Хиросиме провернули не столько даже для того, чтобы он поручкался перед камерами с Байденом (в этом нет ничего феноменального), его привезли туда, чтобы подсунуть приглашенным гостям – президенту да Сильва и премьеру Моди, для которых это стало абсолютным сюрпризом. И вряд ли приятным. Но, очевидно, "семерке" до этого нет дела – посеять недоверие внутри БРИКС, а в идеале оторвать Бразилию и Индию от России и Китая – ключевое условие успеха в борьбе за глобальный Юг.
Кстати, о Китае. Нерыночные практики в глобальной торговле, незаконные действия в Южно-Китайском море, нарушение прав человека – это то, что "семерка" прямо ставит в упрек Пекину. А еще она очень много хочет от Китая, например, давления на Россию и неприменение военной силы в отношениях с Тайванем. Последнее парадоксально, учитывая совсем свежие заявления некоторых западных эмиссаров. Например, вот этой англичанки.
"Некоторые подозревают, что китайский президент Си ждет, чтобы покорить врага без боя, как однажды выразился полководец Сунь-Цзы. Крайне важно, чтобы никто из нас, живущих в свободных демократических странах, не поддерживал подобные представления", – сказала Лиз Трасс, экс-премьер-министр Великобритании.
На неделе на Тайване, разумеется, не согласовывая визит с властями КНР, высадилась Лиз Трасс. По времени это совпало с известием о том, что американский миллиардер Уоррен Баффет продает пакет акций крупнейшего производителя микрочипов тайваньской TSMC. "Отличная инвестиция, – сказал Баффет, – но есть сомнения в будущей стабильности компании". Словом, побежали. И это логично, учитывая, с какой интенсивностью Запад накачивает Тайвань оружием, готовит на роль второй Украины. Нет рискованнее, но и лучше инвестиции, чем вложения в войну, которая ведется за собственный интерес, но чужими руками.
"Мы вновь дали заверения, что будем оказывать Украине необходимую поддержку до тех пор, пока это будет необходимо, с гуманитарной и финансовой поддержкой, но также и с поставками оружия. Страны G7 нашли широкий консенсус по этому вопросу. Это важно еще и потому, что это также содержит послание, что справедливый мир возможен только в том случае, если Россия увидит, что она должна прекратить эту войну и отвести войска", – заявил Олаф Шольц, канцлер Германии.
Иными словами, Россия должна капитулировать и платить репарации. На прошедшем в Исландии саммите Совета Европы – это организация, в которой России больше нет, объединяет 46 государств, в том числе и не входящих в Евросоюз, – решили составить реестр ущерба, нанесенного Россией Украине, подсчитать все до цента. Сейчас этот ущерб ими оценивается очень приблизительно – в сумму около 410 миллиардов евро. Нужно точнее. Готовящейся конфискации замороженных российских активов необходимо придать хотя бы видимость некого правового акта.
"Это чрезвычайно важный судебный элемент – иметь этот реестр ущерба, чтобы восстановить справедливость для жертв", – подчеркивает Урсула фон дер Ляйен, председатель Еврокомиссии.
Можно не сомневаться, Запад не против и себя отнести к числу жертв и пострадавших, чтобы иметь повод для претензий, ведь ему приходится тратиться на оружие и макрофинансовую помощь, без которой невозможно функционирование киевского режима. При этом объяснять своим людям, откуда деньги на проект "Европейская Украина" становится проблематично. Даже министру финансов Германии непросто и стеснительно прямо сказать соотечественникам, что это все за их счет.
По всей видимости, европейским налогоплательщикам все-таки придется направить средства американскому ВПК на модернизацию собственных Военно-воздушных сил. Многие страны не спешили с этим – все-таки бешеные деньги – но теперь не отвертеться, придется тратиться на F-35, потому что устаревающие F-16, их довольно много у Нидерландов, Дании и Норвегии, и, конечно, у США, а также, возможно, всякие "Миражи" и "Торнадо", передадут Украине. Правда, есть принципиальный вопрос: кто и где эти самолеты будет обслуживать и откуда они станут вылетать на боевые задания? Это то, что может вывести конфликт в стадию прямого столкновения России с НАТО.
"Мы поддерживаем Украину в развитии Военно-воздушных сил, необходимых ей в будущем, причем Великобритания начала подготовку украинских пилотов этим летом. И мы совершили настоящий прорыв на этом саммите благодаря поддержке президентом Байденом международной коалиции по предоставлению истребителей F-16", – сказал Риши Сунак, премьер-министр Великобритании.
- Обучение может начаться прямо сейчас, – отметил Эммануэль Макрон, президент Франции.
- Значит, табу не существует?
- Табу нет.
- Это было табу в течение нескольких месяцев.
- Нет, мы всегда придерживались одной и той же линии, и Франция по-прежнему занимает одну и ту же позицию: помочь Украине устоять. И сейчас на карту поставлено очень многое. Потому что успех этого контрнаступления будет иметь решающее значение для построения прочного мира.
Случайно или нет, но с этим "решающим контрнаступлением" Макрон наступил Зеленскому на больное – всю неделю представители Киева на разных медийных площадках пытались убедить Запад, что не стоит задирать планку, что то, чего от них ждут, теперь не решающее и, может быть, даже не наступление. Как бы ни складывалось для ВСУ, которые при обороне Бахмута сожгли изрядное количество резервов из так называемой "гвардии наступления", аванс придется отрабатывать – все эти миллиарды долларов, визиты, объятия, премии и аплодисменты... Такие, что Польша взревновала – захотела поставить Зеленского на место, чтобы тот извинился за Волынскую резню. Никто этого делать, конечно, не будет – не заставят, но вот обманывать ожидания западных споносров может быть опасно. У них времени не так много.
"Некоторые союзники говорят, что Вашингтон считает следующие пять месяцев решающими для исхода конфликта и последним реальным шансом для Киева изменить ситуацию. Опросы показывают, что поддержка Украины в США ослабевает. Администрация Байдена находится под давлением, чтобы показать, что десятки миллиардов долларов помощи оказали значительное влияние на поле боя. Для Америки важно представить эту войну как успешную, чтобы оправдать перед народом средства, потраченные на Украину", – пишет Financial Times.
Это необходимо сделать в какой-то обозримой перспективе, потому что в следующем году, в ноябре, в США выборы, Байден идет на второй срок. Украине придется наступать – заднего хода нет, и только потом, по итогам этой решительной операции, станет понятно, а есть ли он у ее хозяев.
Пока коллективный Запад без колебаний играет на повышение. К чему это может привести? Чтобы представить себе перспективу, нет другого способа, кроме как оглянуться на динамику. На прошлом саммите "большой семерки" в Германии они еще даже не говорили о поставках своих танков – теперь они на Украине. Там же дальнобойные ракеты. Сейчас в Хиросиме "семерка" обсуждает передачу многоцелевых истребителей. Можно ли полностью исключить, что через год на саммите в Италии, а может быть, и раньше они не решат подвесить на них тактические ядерные бомбы?..
В субботу страны G7 выпустили коммюнике по итогам саммита в Хиросиме. В нем они осудили "нерыночные практики" Китая и выразили решимость "повышать устойчивость к экономическому принуждению". В ответ МИД Китая отреагировал быстро и холодно: "Что касается так называемого "экономического принуждения", то США, которые вводят односторонние санкции, разрывают производственные цепочки и цепочки поставок, как раз являются настоящим "принудителем", политизирующим торгово-экономические отношения и превращающим их в оружие".
Откликнулся и российский МИД. Выступая на Совете по внешней и оборонной политике, Сергей Лавров отметил: "Задача поставлена громогласно и открыто: победить Россию на поле боя, но на этом не остановиться, а устранить ее как геополитического конкурента. Собственно говоря, и любую другую страну, которая претендует на какое-то самостоятельное место в мировом раскладе, тоже будут в качестве конкурента подавлять. Посмотрите на решения, которые сейчас обсуждаются и принимаются в Хиросиме на саммите "семерки" и которые нацелены на двойное сдерживание России и КНР".