Тема:

Главные события 13 минут назад

Избирательная кампания в Турции проходит с музыкой и провокациями

13 подозреваемых в нападении на мэра Стамбула задержаны в Эрзуруме. Полиция расследует провокацию, в ходе которой автобус оппозиционного кандидата забросали камнями. За неделю до выборов в Турции участились столкновения между сторонниками действующего президента и теми, кого активно продвигают западные СМИ. 1,5 миллиона турецких граждан уже проголосовали в США и других странах, где пресса называет оппозицию "надеждой на укрепление интересов НАТО на юго-востоке Европы".

Сторонников на крупнейший с начала кампании митинг Эрдоган собрал в "аэропорту раздора" – при нем стоящую в черте разросшегося Стамбула гавань закрыли, заменив новой. Главный конкурент президента теперь обещает все вернуть назад, отдав землю американской Sierra Nevada Aerospace. Недовольных такими планами на летном поле оказалось 1 миллион 700 тысяч человек. Оппозиционные СМИ, впрочем, насчитали всего 300 тысяч. Президент со сцены тоже говорил о соперниках и цифрах.

– Могут ли у них быть такие цели, как целостность нашей страны, единство нации, сила и выживание государства? – вопрошает с трибуны митинга президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

– Нееееет! – отвечают ему собравшиеся.

– Мы увеличили минимальные пенсии с 66 до 7500 лир. Мы увеличили МРОТ в 3,5 раза, даже в пересчете на доллары, – заявляет турецкий лидер.

О зарплатах и пенсиях Эрдоган не зря вспомнил. За мегапроекты – в Стамбуле, например, планируют строить еще один тоннель под Босфором – экономика Турции заплатила запредельной инфляцией. Как выводить страну из кризиса, и куда в геополитическом смысле ее вести дальше – главные вопросы кампании.

"Готовы ли вы к переменам? Готовы ли вы восстановить демократию? Вместе мы будем править страной разумно и добродетельно", – обещает на митинге своим сторонникам кандидат в президенты Турции от оппозиции Кемаль Кылычдароглу.

Кандидатура Кемаля Кылычдароглу, который обещает укрепить связи с НАТО и за три месяца выполнить все требования ЕС по либерализации, удивила многих аналитиков. У шести оппозиционных партий, что выдвинули его единым кандидатом, на выбор были мэры Анкары и Стамбула с более высокими рейтингами. Они теперь за Кылычдароглу по регионам агитируют.

Кто кидал камни в агитавтобус на улицах Эрзрума, полиция только разбирается, но стороны уже обвинили друг друга: ехавший внутри мэр Стамбула – сторонников действующей власти, глава МВД – самого мэра в срежиссированной провокации. За словом Сулейман Сойлу вообще в карман не лезет. На прошлой неделе он заподозрил неназванных западных журналистов в шпионаже. А до этого и вовсе заявил, что "Америку ненавидит весь мир, а Европа стала ее пешкой".

"Турция ликвидировала институты, в которые Запад проник и которые Запад создал. Эрдоган приложил к этому руку. В Турции некоторые СМИ принимали решения в соответствии с тем, что говорил Запад. Раньше, если американский посол что-то говорил, это становилось заголовком. Сейчас, если что-то говорит президент США, Турция не обращает внимания", – указал министр внутренних дел республики.

С послом США у оппозиции вообще неудобно получилось: в гости к Джеффу Флейку Кемаль Кылычдароглу поехал вскоре после выдвижения, чем разозлил и Эрдогана, и его электорат.

Чтобы понять, на чьей стороне симпатии Запада, за двери кабинетов можно не заглядывать: на обложках немецких, французских, британских СМИ все черным по белому: "Эрдоган должен уйти".

Не добавила доверия к Вашингтону и история с российскими комплексами С-400, которые Турция у России купила, а США теперь настойчиво просят отдать Украине. Анкара отказывает.

"В настоящее время международная конъюнктура больше на стороне войны, чем мира. Ведущие силы Запада являются сторонниками ее продолжения. Идет война между Россией и Западом, это холодная война И Россия говорит: давайте заключим новую сделку и создадим новую глобальную безопасность", – заявил официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын.

Избирательная кампания в Турции проходит громко. После февральского землетрясения здесь, было, решили отказаться от музыки в агитации, но таков уж местный колорит: на каждой крупной площади конкурента стараются перещеголять количеством палаток, размером флагов и громкостью колонок.