Под трон Карла III по традиции подложат Скунский камень


AP

В Британии 6 мая состоится церемония коронации Карла III. Как отмечают местные СМИ, подготовка к торжествам проходит на фоне разногласий в королевской семье и роста антимонархических настроений в обществе. Не вызывают одобрения и большие расходы на церемонию: из-за масштабных мер безопасности коронация обойдется минимум в сотню миллионов фунтов. И все это – из британского бюджета.

Центром событий в Лондоне будет Вестминстерское аббатство. Именно из этих стен Карл III должен выйти коронованным королем.

Первым здесь короновался Вильгельм Завоеватель в 1066 году. Карл будет сороковым по счету монархом, прошедшим через коронацию. Традиции почти тысяча лет. И, кстати, Великобритания – единственная из оставшихся европейских монархий, где коронация сохранилась как обязательный ритуал.

Из Шотландии в Лондон доставили "Камень Судьбы", или Скунский камень. Его по традиции кладут под трон коронующегося монарха.

Накануне в Вестминистерском аббатстве король провел последнюю репетицию и вместе со старшим сыном – наследником престола принцем Уильямом – прогулялся недалеко от Букингемского дворца, где собрались любопытствующие.

Во время церемонии в аббатстве Уильяму предстоит принести отцу клятву верности. Младший сын Карла, принц Гарри, из-за конфликта с королевской семьей никакой официальной роли во время коронации не получил. Он будет просто присутствовать. Его жена Меган Маркл осталась в Америке.

На коронацию не прилетел президент США. Вместо него в Лондоне – первая леди Джилл Байден. Ее принимал премьер-министр Риши Сунак.

У Сунака сейчас – не лучшие дни. Правящая консервативная партия с треском проиграла местные выборы. Такого поражения консерваторы не видели несколько десятилетий, и лидер оппозиции лейборист Кир Стармер уже примеряется к резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит.

"Мы завоевали доверие избирателей и теперь можем изменить нашу страну. Перемены возможны. Лучшая Британия возможна", – заявил Стармер.

В Лондоне сегодня – еще один известный лейборист, Энтони Албаниз, премьер-министр Австралии. Это одна из 14 стран, официальным главой которых по-прежнему является британский монарх.

Албаниз – противник монархии. Он заявил, что приехал на коронацию, чтобы соблюсти протокол.

"Я хочу видеть австралийца главой австралийского государства. Но это не означает, что я не могу отдать дань уважения институту, который является частью нашей политической системы", – сказал премьер Австралии.

О желании как можно быстрее покончить с властью монарха в канун коронации заявили власти Ямайки. Необходимое голосование там намерены провести уже в следующем году.

"Мы рассматриваем возможность проведения референдума в 2024 году. Пожалуй, прошло уже достаточно времени, и нам необходимо это сделать, особенно на фоне перехода монархии", – заявил министр по правовым и конституционным вопросам Ямайки Марлен Малаху Форте.

Британия правила этим островом на протяжении 300 лет, сюда свозили и жестоко эксплуатировали сотни тысяч рабов. Теперь там всерьез рассуждают о том, чтобы потребовать от Лондона репарации. Эту идею сегодня разделяют во многих бывших британских колониях Карибского бассейна.

Без энтузиазма воспринимают коронацию в Индии.

Как говорит писатель и бывший дипломат Паван К. Варма, Индия определенно отказалась от любого элемента враждебности по отношению к Британии.

По его словам, остались лишь некоторые беспокойства по поводу бесценных артефактов, вывезенных Британией и представляющих для Индии исторический и культурный интерес.

"Мы считаем, что алмаз Кохинур должен быть возвращен", – говорит писатель.

Чтобы не раздражать индийцев, в короне, которую наденет королева Камилла, не будет знаменитого алмаза Кохинур. Не только в Индии, но и в Пакистане считают, что он был похищен колонизаторами во времена Британской империи.

В Лондоне подсчитали, что предстоящая церемония будет намного скромнее, чем коронация Елизаветы II 70 лет назад. И все же она обойдется в 100 миллионов фунтов стерлингов.

Это бюджетные деньги. Королевская семья не заплатит ничего, при том, что личное состояние Карла III журналисты лондонской газеты The Guardian оценили в 1 миллиард 800 миллионов фунтов.

Большие расходы связаны в том числе и с мерами безопасности, центр Лондона оброс многочисленными барьерами. Несмотря на недовольство правозащитников, лондонская полиция для контроля над улицами намерена использовать камеры видеонаблюдения, оснащенные системами распознавания лиц.