Заглянем за кулисы театра боевых действий. Перед вами – эксклюзивные кадры расчёта военного метеокомплекса, который занимается сбором данных о погоде на линии соприкосновения. С военными метеорологами на передовой пообщался Владимир Соловьёв. Российские бойцы посвятили его в тонкости работы. Для проведения метеонаблюдений на высоту до 20 километров запускается метеозонд – это шар со специальным покрытием размером два на полтора метра.
Вот он шарик, специальный, он даже покрытый. Соответственно, у нас две возможности его надувания: как гелием, так и водородом. Но мы стараемся использовать постоянно гелий, потому что водород взрывоопасный. Безопасность личного состава – оно того не стоит.
На развёртывание метеозонда уходит примерно 15 кубометров гелия. Как поясняют военные, в верхних слоях атмосферы шар становится огромным, раздуваясь до размеров грузовика марки "Урал". Поэтому в ясную погоду его можно увидеть с земли даже невооруженным глазом. Однако, зонд остаётся невидимым для РЛС противника – поверхность шара не отражает радиосигналы: его трудно обнаружить и трудно сбить.
Что ярко продемонстрировала история с китайским аэростатом в небе над США. У расчёта имеется запас баллонов с гелием и несколько сотен самих зондов. То есть, запускать их можно постоянно, таким образом обеспечивая круглосуточный сбор метеоданных.
"На определённых высотах зашифрованный метеобюллетень составляем, передаём в огневые подразделения. После чего они могут вводить поправку на погоду. Некоторые снаряды, как вы знаете, могут лететь на высоте до 20 км. Соответственно, мы обслуживаем от миномётов до ракетных систем залпового огня", – поясняет начальник расчёта метеокомплекса.
Люди, далёкие от военного дела, не представляют себе, насколько метеоусловия важны для работы артиллерии. Приземное давление атмосферы, температура воздуха в пределах траектории снаряда, направление и скорость ветра – без учёта этих параметров невозможно поразить цель. Это относится, в том числе, к управляемым снарядам и ракетам с лазерным наведением. К примеру, при высоте нижней границы облаков менее 400 метров продолжительность цикла управления умным снарядом "Краснополь" сокращается с 15 до 3-5 секунд. А ветер скоростью 15 м/с на высоте два километра может увести его с заданного курса.
Помимо обеспечения наших подразделений самыми точными сведениями о погоде у метеозондов есть еще одна важная функция.
"Наши шарики еще для ретрансляторов использовались. То есть, зависали, специально вешали на них ретранслятор "Азарт", и осуществляли увеличение дальности связи", – рассказывает начальник расчёта метеокомплекса.
Привязной аэростат способен поднимать на высоту в несколько километров антенны радиостанций и радиолокаторов. Дело в том, что складки рельефа ограничивают прямую радиосвязь и мешают надежному радиолокационному контролю в ближней зоне. А с высоты даже в тысячу метров обычная радиостанция способна обеспечить связь в радиусе 120 километров, а радиолокатор отслеживать полет низколетящих целей.
СВО на Украине показала, насколько сильно погода влияет на ход боевых действий. К примеру, 27 апреля аэроразведка зафиксировала десятки застрявших в грязи ВСУшных БТРов и натовских бронеавтомобилей.
Так называемый "контрнаступ", который анонсируют чуть ли не с начала зимы, захлебнулся в раскисшем чернозёме.
Вот как распиаренное наступление ВСУ выглядит в реальности: укровояки тщетно пытаются форсировать болота.
Под Артёмовском укронацисты месят грязь, вышагивая по трупам своих "побратимов".
А это видео из Кременной: техника бандеровцев увязла в жиже по самые борта.
Естественно, командование ВСУ пытается списать на погоду все свои провалы и бездарные действия. А на днях выдумали себе еще одну отговорку – якобы ретроградный Меркурий мешает им наступать.
Надо сказать, что прогнозы погоды в Донбассе таковы, что укровояки еще до середины мая смогут оправдывать распутицей своё катастрофическое положение. В регионе сохранится активная циклоническая деятельность. Практически каждый день будут лить дожди. По нашим оценкам, за первую декаду мая в зоне спецоперации выпадет до месячной нормы осадков.
Например, в Артёмовске суммарно за пять суток выльется 30 мм влаги. А это значит, что каждый квадратный метр донбасского чернозёма впитает в себя еще по три ведра воды.
Интересно, сколько ещё ВСУ потеряет техники в "неравной" битве с бездорожьем.