Под контроль на площади 85 гектаров удалось взять и торфяники в Костромской области, однако валежник тлеет до сих пор. Кадры из Башкирии: там пылающий сосновый бор дымовой завесой разделил два населенных пункта.
Но сложнее всего в Свердловской области, где за сутки сгорело почти 150 жилых домов. По линии МЧС регулярные доклады о ситуации в регионе сейчас получает Владимир Путин. Президент уже поговорил с губернатором и поручил оказать всю необходимую помощь пострадавшим.
В поселке Сосьва пожар уничтожил 110 жилых домов, магазины, школу и больницу. Из-под руин до сих пор вырываются языки пламени. Пожарные продолжают тушение.
Быстрому распространению огня способствовали – сильный ветер 20 метров в секунду, сухостой и отсутствие водоемов.
– У нас выгорела одна улица, вторая.
– Пошел огонь на жилые дома. У нас выгорела целая улица.
– Был поселок и нет поселка. Тут дома все вряд стояли, ничего не осталось.
Всю ночь пожарные тушили вагоны с лесом. Пострадала инфраструктура РЖД. Даже выехать из поселка – реальная опасность для жизни.
– Ох! Как тепло, как жарко-то в машине!
Огонь быстро перекинулся на лечебно-исправительную колонию №2, она выгорела полностью. 240 заключенных эвакуировали.
Чтобы не дать огню уничтожить остальную часть поселка, на место срочно вылетели вертолеты МЧС и сотни пожарных.
Пепелище проливают сразу с двух специальных поездов. Они уже сутки работают, не выключаясь, но пламя, тлеющее в глубине руин еще вчера густонаселенного квартала, до сих пор так и не удается.
Людмила приехала в поселок, чтобы найти свою престарелую маму. Спустя сутки ее обнаружили под завалами.
– Это был дом моей мамы.
– Это то, что осталось от телефона.
– Разруха!
Многие остались на улице без ничего: в огне сгорели все вещи, документы и единственное жилье.
– У меня была комната круглая, печка круглая. Там у меня была кухня. Мебель – не мебель. В чем есть, в том и остался, – рассказывает житель поселка Роман Ладинский.
По словам жителей, пожар начался на одной из местных пилорам, где работали с деревом и металлом. И по слухам, один из предпринимателей после ЧП сбежал из поселка. Но нашедшим его журналистам тот заявил, что, наоборот, сам явился в полицию.
– Кто говорил, что я сбежал, если я сам пришел сюда? И сам в полицию зашел, — спрашивает Натиг Мамедов.
Владелец второго предприятия рассказал, что сам пострадал: сгорел его многолетний бизнес.
– Пожар начался вообще с того края. А там была лесопильная биржа. После того, как горение началось, ветер (огонь) закрутил. И пожар усилился, – рассказывает владелец деревообрабатывающего предприятия Натиг Магомедалиев.
В Сосьве была и заброшенная лесопилка, ранее принадлежавшая сгоревшей колонии. Где именно произошло возгорание, сейчас выясняют следователи.
– От населения поступает информация, что пожар начался с лесопилок, – отмечает исполняющий обязанности Серовского городского прокурора Дмитрий Коршакевич.
Известно, что в начале апреля в Сосьве проводилась внеплановая проверка пожарной безопасности.
– В ходе проверки было выявлено четыре нарушения. Выдано предписание об их устранении, к ответственным лицам применено административное наказание, – поясняет глава МЧС России Александр Куренков.
– Вся улица горит.
Пожары окутали весь север Свердловской области. В шести населенных пунктах сгорели больше 170 домов и построек. В огненной ловушке оказались жители поселка Висим.
– Два дома точно горят. Третий загорелся. Три дома уже горят.
– Ай! Как жарко-то!
В отчаянии люди пытались спасти свои дома сами, выстраиваясь в цепочки, передавая ведра с водой.
Всего без крыши над головой осталось более 600 человек. Жители Сосьвы, дома которых уцелели, делятся с погорельцами продуктами и одеждой. На футбольном поле установили пункт временного размещения – большие палатки. В поселке работает пункт полиции. Жителям помогают восстановить паспорта и водительские права. Заведено сразу несколько уголовных дел, в том числе о халатности руководящих лиц, не обеспечивших пожарную безопасность.