Желание похрустеть картошечкой фри и отведать сочный гамбургер для москвички Анастасии Титовой обернулось затянувшейся головной болью. Уже несколько лет девушка вынуждена ходить по судам. В октябре 2020-го в одном из столичных McDonald’s на нее упал напольный защитный экран, установленный в разгар пандемии коронавируса. По словам потерпевшей, кроме сотрясения мозга она получила проблемы с шейными позвонками и массу осложнений. "Последствия есть, и они остались – это сильная боль в шее, головные боли очень частые, а также сильная переутомляемость. Обучение дается мне нелегко", – говорит Анастасия.
Еще в июле 2021 года девушка была признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по статье 238 "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". А столичный Роспотребнадзор назначил компании "Москва-McDonald’s" административный штраф в 25 тысяч рублей. Деньги взыскали в доход государства.
"Параллельно с этим Анастасия предъявила гражданский иск в Савеловский суд. Гражданское дело до настоящего времени не рассмотрено, Анастасия пытается возместить моральный вред и причиненный вред здоровью", – отметила адвокат Лада Орлова.
Иск предъявляли к McDonald’s. Физический и моральный вред оценили в 8 миллионов рублей. Были все шансы на победу. Но затем добрый и веселый Рональд Макдональд помахал россиянам ручкой и покинул страну. А перед отъездом еще и прислал пострадавшей письменный ответ, похожий на издевку: "Защитный экран упал вследствие действий иных посетителей, установить личность которых не представляется возможным. Конструкция экрана безопасна и согласно письма производителя не требует сертификации. Мы искренне сожалеем о том, что в результате посещения нашего предприятия вы остались недовольны уровнем и качеством оказанных услуг".
У сети ресторанов быстрого питания теперь другой владелец и другое название. Выходит, Анастасии приходится судиться с российскими бизнесменами вместо сбежавших западных.
- Против вашей компании подан гражданский иск пострадавшей стороной.
- Да, он в этой истории не свежий, он подан еще, когда компания была "McDonald’s-Россия".
- Сейчас вы юридически являетесь ее правопреемником, получается, несете всю ответственность.
- Скорее всего, да, но я сейчас не готова брать на себя ответственность, давайте я у юристов уточню и дам вам ответ корректный, – сказала представитель компании.
В таком же подвешенном состоянии находится иск к покинувшему Россию мировому производителю игр. В сентябре прошлого года его подали пользователи популярной приставки Sony PlayStation. Хорошевский районный суд Москвы принял на рассмотрение иск сразу от 28 владельцев приставок. Они требуют по 10 миллионов на брата в качестве компенсации морального вреда. Немаленькая сумма – 280 миллионов – и это, по мнению юристов, не предел.
"Уже с момента подачи иска до его принятия было порядка 30-50 заявок людей, которые уже точно присоединились к иску. И сейчас, когда есть новость о принятии иска к производству, заявок становится все больше и больше", – говорит Станислав Исаков, специалист юридической компании.
Суды берутся за такие дела не всегда. Так, в прошлом году были отклонены коллективные иски к сбежавшему сервису Netflix и спортивному бренду Nike, притом что сами сбежавшие западные компании весьма активно продолжают судиться с россиянами. Особенно достается мелкой рознице. С помощью так называемых профессиональных покупателей западные бренды предъявляют иски мелким торговцам, например, за использование логотипа без разрешения, если товар оказался азиатской подделкой.
"В целом мы, конечно, интеллектуальное право на бренд отменить не можем. Поэтому наши предприниматели должны быть более внимательны", – сказал Андрей Аникеев, депутат Государственной Думы.
Перед законом должны быть равны все, уверены юристы. Провинившиеся иностранные бизнесмены тоже должны отвечать за ошибки. Однако не очень ясно, как на практике наказать сбежавшую компанию.
"В итоге в судебном решении будет все красиво написано, что взыскать, но исполнение решений будет проблемой, потому что все бренды находятся на территории недружественных стран. Здесь надо взыскивать, должна быть в дальнейшем работа юристов и адвокатов, как взыскать денежные средства", – считает адвокат Максим Суров.
Под вопросом и судьба уголовных дел об услугах, не отвечающих требованиям безопасности, как в случае с падением щита McDonald’s на Анастасию Титову. Хотя сама барышня все еще надеется, что глобальной корпорации все же не сойдут с рук такие глупые и опасные недоработки.