Тема:

Фильм "Вызов" 1 год назад

"Вызов". Что известно о первом фильме, снятом в космосе

"Вызов" – первая художественная кинокартина, снятая в космосе. Что мы знаем об этом масштабном проекте, который уже называют революционным для мирового кинематографа? Рассказываем в нашем материале.

Первый в истории художественный фильм, снятый в космосе

Отечественный фильм "Вызов" – первая художественная кинокартина, снятая в космосе. До этого момента на борту МКС снимали разве что документалистику – причем, не профессиональные операторы, а сами космонавты и астронавты. 5 октября 2021 года все изменилось – на космическом корабле "Союз МС" к станции отправились Юлия Пересильд и Клим Шипенко в сопровождении профессионального космонавта Антона Шкаплерова.

Том Круз не полетел

Звезда киносерии "Миссия невыполнима" и режиссер Даг Лайман, с которым актер работал над фантастическом экшеном "Грань будущего", еще в 2020 году объявили, что планируют снять фильм на МКС, но не сняли. Якобы из-за пандемии коронавируса. Теперь Круз грозит отправиться в космос в 2024 году. Состоится ли этот полет – по сей день не известно. Тем временем российский фильм "Вызов" с Юлией Пересильд, побывавшей на Международной космической станции, стартует в широком прокате уже совсем скоро.

Кадр из фильма "Миссия невыполнима 3", Том Круз

Жесткий отбор

Юлия Пересильд, которую утвердили на главную роль в фильме "Вызов", не была явным фаворитом многоступенчатого отбора. Все началось осенью 2020 года – с так называемой художественной (актерской) части. Желающим сняться в будущем космическом блокбастере предложили записать самопробу – монолог Татьяны из поэмы "Евгений Онегин". Было прислано огромное количество заявок, но комиссия отобрала только 25 финалисток. Дальше их передали врачам-экспертам, которым предстояло проверить кандидаток на соответствие медицинским и психологическим требованиям, а также параметрам физической подготовленности. В результате Юлию Пересильд утвердили в качестве основной актрисы, а Алену Мордовину (из "Доктора Рихтера" и "Звоните ДиКаприо!") – как ее замену.

Тренировки 24/7, потому что все должно быть безопасно

Но выиграть финал – не означает полететь. Впереди были месяцы тренировок и испытаний, масштабная программа обучения. Вместе с Юлией Пересильд и Аленой Мордовиной все подготовительные мероприятия проходил и режиссер Клим Шипенко, также допущенный к полету медицинской комиссией. Тренировки проходили в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. И первому, и дублирующему составам приходилось работать в скафандрах, изучать конструкцию и оборудование Международной космической станции, проходить тестирование на центрифуге и в барокамере. Пришлось даже пройти курсы выживания в экстремальных условиях, ведь при возвращении на Землю спускаемый аппарат мог приземлиться вдали от расчетной точки. За пару недель до старта команда перебралась на космодром Байконур, где подготовка продолжилась: ежедневно Пересильд, Мордовина и Шипенко работали на вестибулярных тренажерах, в монтажно-испытательном комплексе, учились использовать космическое оборудование.

Сюжет, продуманный до мелочей

Детали сюжета начали придумывать еще до того, как стало известно, что полет в космос состоится. По словам режиссера Клима Шипенко, для начала нужно было создать главного героя, который вот так просто не мог бы взять и полететь на МКС. Решили, что центральным звеном истории станет врач. И что на борту космической станции ему нужно будет делать операцию космонавту. Вариант полосной операции в невесомости показался невозможным, и тогда обратились к торакальной хирургии (занимается изучением и применением патологической физиологии, методов диагностики, лечения при травмах груди). Чтобы все выглядело максимально реалистично, к работе на всех этапах были привлечены и космонавты, и медики – торакальные хирурги, которые каждый день делают операции на Земле. Основная нагрузка выпала на долю Олега Ростиславовича Куйбийды, который со съемочной группой, по словам Юлии Пересильд, буквально дневал и ночевал. Сам Олег Ростиславович в интервью признался, что, после прочтения сценария для него стало ясно, что в нем все совсем не так, не по-медицински. Хирург помог доработать механизмы травмы, механизм операции, рассказал и показал, как ее выполнять. Юлии Пересильд пришлось много тренироваться на специальном медицинском тренажере: учиться завязывать узлы, накладывать швы пинцетом. Был выезд в клинический госпиталь, где актриса и режиссер 5,5 часов наблюдали за реальной операцией, отслеживая каждое действие врачей.

Среди актеров – настоящие космонавты

В съемках фильма "Вызов", наравне с Юлией Пересильд и Климом Шипенко, принимали участие профессиональные космонавты: Олег Новицкий, исполнитель роли Олега Богданова, Петр Дубров, исполнитель роли Петра Кудрявцева, и Антон Шкаплеров, исполнитель роли космонавта Антона. Антон Шкаплеров сопровождал киноэкипаж во время подготовки и в полете на МКС, а Олег Новицкий пилотировал корабль во время его возврата на Землю. Сначала никто не верил, что такой проект, как "Вызов" состоится. Как признался Олег Новицкий, лишь когда фильм перешел на стадию читки сценария, стало понятно, что нужно готовиться к прилету гостей. Петр Дубров тоже не сразу представил, как съемочная группа сможет работать в условиях, ориентированных, прежде всего, на исследования. А Антону Шкаплерову, который практически единолично управлял космическим кораблем, пришлось несколько изменить программу подготовки к полету. Интересно, что расписание съемок согласовывали сильно заранее, еще до полета, ведь космонавты – люди занятые. В итоге в графики каждого из тех, кто принимал участие в съемочном процессе, были внесены соответствующие коррективы. Но не в ущерб основной работе космонавтов.

Снимали и на старте, и на посадке

По словам Антона Шкаплерова, Клим Шипенко и Юлия Пересильд на старте хоть и волновались, но ощущали себя в целом спокойно. А буквально через 10 минут после того, как закончились основные перегрузки, и вовсе начали снимать: Клим взял в руки камеру, а Юля начала произносить реплики по сценарию. Поволноваться пришлось разве что во время ручной стыковки – была вероятность, что, если пристыковать корабль не выйдет, им придется вернуться на Землю. Как объясняет Клим Шипенко, работать пришлось не только на старте, но и во время обратного полета, и на посадке. А приземление, которое снимали в реальных условиях, – оказалось самыми сумбурными съемками, которые только могут быть. Много камер, много операторов, много персонала, обеспечивающего безопасность космонавтов. Чтобы не попадать в кадр, Шипенко даже попросил отнести его подальше, он ведь не актер.

В фильме – минимум компьютерной графики

Снимать фильм в космос отправились не просто так: авторы "Вызова" хотели сделать все по-настоящему, с минимальным использованием компьютерной графики. Эта кинокартина – настоящая революция в кинематографе. В "Гравитации", несмотря на кажущуюся реалистичность, Санда Буллок летает не тросах, как и актеры, снимавшиеся в "Интерстелларе". Достичь состояния гравитации в земных условиях практически невозможно, а снимать в пикирующем самолете сложные космические сцены бесполезно (не хватит времени и слишком дорого). Как пояснил Шкаплеров в интервью, если бы "Вызов" снимали на Земле, то бюджет фильма был бы в несколько раз больше.

Специальный формат высокой четкости "КосМАКС"

Специально для того, чтобы зрители смогли рассмотреть в фильме все в мельчайших деталях и услышать, как звучит настоящий космос, была придумана новая технология кинотеатрального показа – "КосМАКС". По словам авторов фильма, эта технология отличается от традиционной максимально четким и насыщенным изображением и удивительно глубоким и детализированным звуком, что позволяет оценить все звуковые нюансы и визуальное богатство кинокартины.