Это глубочайшее потрясение. В новом музее непривычно мало экспонатов, но то, что видишь, не забыть. В память впиваются осколки разбитой страны, в них кадры фотохроники.
Когда заходишь в этот зал, сердце рвется. Со стен смотрят те, кто чудом выжил в фашистском аду, ты сам словно внутри тысяч пылающих сараев, домов и церквей. Хатынь не случайная, не единичная акция – это были спланированные действия и ежедневная работа фашистов и их украинских пособников. К моменту оккупации Белоруссии была цель – убить все живое.
Первые карательные отряды немцы начали формировать еще летом 1941 года, их было создано несколько десятков. В том числе 118-й украинский батальон охранной полиции, который уничтожил Хатынь. Вместе с немецкой ротой и украинским же подразделением батальона Дирлевангера, патологического садиста. На их счету сотни сожженных белорусских деревень. Вместе с жителями – это 20 тысяч человек.
Террор был их основным методом. Тактика выжженной земли и замученные жители. О карательной операции "Коттбус" в Белоруссии даже гауляйтер Вильгельм Кубе докладывал: "Моральное воздействие на мирное население было ужасным из-за огромного количества расстрелянных женщин и детей".
"Всё умиротворяли фашистов – умиротворили? Это наша боль, это наша память. Эта память нас сюда и ведет. Забудем эту дорогу – точно повторится В других местах, я только что говорил, не просто забыли или забыто что-то – нацисты по улицам ходят", – возмущен Александр Лукашенко, президент Белоруссии.
16 марта этого года. Фашистские строевые песни на улицах Риги. Марш ветеранов СС, они до сих пор верны нацистской идеологии.
Активистов с плакатами, напоминающими об убийствах мирных, власти Латвии арестовывают, а престарелых нацистов считают борцами за независимость.
Латышский батальон участвовал в операции "Зимнее волшебство" – за полтора месяца на севере Белоруссии было сожжено более 450 деревень.
Фабрикой профессиональных нацистов стала Польша. Деревня Травники. Здесь в учебном центре СС готовили охрану концлагерей и карателей. Расстрелы были частью программы, выпускной экзамен – убийство выстрелом в затылок. Среди военнопленных выбирали, что называется, идейных. При подготовке к войне фашисты делали ставку на украинцев, говорят архивисты.
В белорусском Национальном архиве 15 лет изучают историю предательства. Сохранились донесения партизан о допросах карателей.
"Пишут, что с западными украинцами разговаривать невозможно, они настроены антисоветски, и к ним лучше не подходить, а с восточниками можно работать", – рассказывает Вячеслав Селеменев, ведущий научный сотрудник отдела публикаций Национального архива Белоруссии.
Как раз выходцы с Западной Украины были самым радикальным крылом 118-го батальона. Двойное командование: шеф-немец Кернер и бандеровец Смовский.
Его земляки из пулеметов, автоматов и винтовок в упор расстреливали людей, пытавшихся спастись из горящего сарая в Хатыни. Сын Иосифа Каминского, раненный в живот, умер у отца на руках.
Каминский – непокоренный человек с неподъемным горем. Хатынь сразу обрушивает на зрителя оглушительные эмоции.
Один из архитекторов проекта – Юрий Градов – автор множества военных мемориалов, в том числе комплекса на горе Кременец в Изюме, где похоронены 800 тысяч красноармейцев.
Плиты, как три битвы за Харьков. Что сейчас с этим мемориалом, Градову неизвестно. Ему почти 90, автор бессмертной Хатыни не думал, что увидит войну с памятниками.
"Возьмите Польшу, Прибалтику, там же тоже уничтожают памятники, связанные с войной. Их освобождали солдаты ценой тысяч жизней и уничтожают памятник, знак беды, конечно", – считает Юрий Градов, заслуженный архитектор Республики Беларусь, лауреат Ленинской премии, автор проекта мемориального комплекса "Хатынь".
Другие в почете: в наши дни цветы несут к памятнику "Буковинский курень" в Черновцах. Те, кого украинцы считают героями, формировали коллаборационистские администрации и вспомогательную фашистскую полицию.
После войны многие каратели были осуждены, в том числе в 80-х в Минске суд приговорил к расстрелу палача Хатыни Григория Васюру, но список их преступлений до сих пор неполный. Белорусская Генпрокуратура добивается выдачи 400 еще живых нацистов из 17 стран.
"Большинство стран, в частности, Прибалтика и Польша отказали нам в исполнении этих поручений, сославшись на то, что исполнение указанных просьб может сказаться на национальной безопасности этих государств. Такие ответы со стороны этих государств дают нам право говорить, что элиты этих стран просто укрывают факты страшных нацистских преступлений", – считает начальник Управления Генеральной прокуратуры Белоруссии, руководитель следственной группы.
Наши дни, белорусско-украинская граница. На той стороне нарисованы нацистские символы и висит флаг УПА. А наследники исподтишка наблюдают, как белорусы в ответ ставят вот такие плакаты – на мове. "Беларусь помнит". И такие, понятные всем, кто на нашей стороне истории.