Русский музей ведет художественную летопись уже 125 лет

Сегодня исполняется 125 лет со дня открытия в Петербурге Русского музея. Создан по решению императора Александра III. Русский музей стал первым государственным музеем изобразительного искусства. Сейчас его коллекция насчитывает более 440 тысяч экспонатов.

За несколько часов до появления посетителей в залах появляются они – климатологи. В Русском музее существует целая служба, которая следит за освещенностью, режимом проветривания, уровнем шума, влажностью и температурой – в идеале, если она в районе 18 градусов, а воздушные потоки не превышают десятой доли метра в секунду. Несоблюдение условий чревато последствиями, вплоть до разрушения красочного слоя.

Каждое утро со специальными приборами в руках они обходят зал за залом – а только в Михайловском дворце их больше ста. А вот так готовят к юбилейному дню мифических существ, богов и царей – нежно обмахивают щеткой бороду Александра Третьего и кудри Великого Петра.

В день 125-летия билеты по 125 рублей – гостей в парадном вестибюле встречают исторические персонажи, играет струнный квартет. К музыке в Русском отношение особое – еще с домузейных времен великокняжеской четы Михаила Павловича и Елены Павловны.

"Они вообще очень любили приемы, особенно она. Потому что он был человек серьезный, военный, а она принимала всю светскую интеллигенцию. И министр иностранных дел Горчаков, и Панин, Тютчев, Шишкин, Айвазовский, художники, музыканты. И музыкальные четверги, которые она проводила, мы в какой-то момент решили восстановить", – рассказывает Анна Цветкова, врио генерального директора ГРМ.

Дворец, бывший домом для петербургской интеллигенции, с обретением нового статуса стал домом для русского искусства. Создавался музей всей Россией на волне подъема национального самосознания. В основу легли императорские и частные коллекции, в дальнейшем собрание пополняли вещи из дворянских гнезд, семейные реликвии.

Перед вами самая первая книга, куда были сделаны записи поступивших в коллекцию предметов. Под номером один Айвазовский – "Буря у мыса Айя". Книги поступлений и поныне заполняют вручную – такой регламент. За 125 лет собрание Русского музея выросло в 68 раз – сейчас это 444 тысячи предметов.

В постоянной экспозиции всего два процента, но музей устраивает выставки, чтобы показать как можно больше произведений. Вот отправляется в Красноярск суриковское "Покорение Сибири Ермаком", эпическое полотно – для транспортировки пришлось избавить от рамы и намотать на вал. Вот снимают Константина Сомова, из фондов достают Исаака Бродского – он всегда сменяет "Древний ужас" Леона Бакста, когда тот отправляется на выставки – скоро в Русском экспозиция, посвященная неоклассицизму.

А сейчас мы окажемся в одном из самых труднодоступных помещений музея, это особо режимное место музейного хранения – бронекладовая, даже не каждый сотрудник имеет сюда доступ. Здесь хранятся предметы из драгоценных металлов и камней, начиная с пятого века.

По сути, это часть золотого запаса страны – здесь хранится 10 кладов – сережки, перстни, пуговицы. Литургическая утварь, иконы в драгоценных окладах. В коллекции представлено древнерусское искусство начиная с 12 века.

Гордость музея – реставрационные мастерские, где работают специалисты высочайшей квалификации, как например, Рудольф Кесарев, почти полвека в профессии.

"Мне нравится икона, русская икона. Она радостная, веселая. В отличие от западного искусства, она несет какой-то свет радость", – считает Рудольф Кесарев, художник-реставратор высшей категории.

Всего в музее 13 мастерских – здесь придерживаются концепции научной реставрации – то есть, именно реставрации, а не восстановления. Сейчас мастера исследуют состояние "Последнего дня Помпеи", есть идея снять потемневший лак, дойти до авторского слоя. Художественная реставрация картины не проводилась, только техническая, следы ее можно разглядеть под ультрафиолетом.

Именно это монументальное полотно Брюллова стало ядром экскурсии, которую в декабре директор Русского музея проводил для президентов и глав правительств СНГ. Хотя правильнее сказать – проводили. Владимир Гусев и Владимир Путин.

"Президент, когда он еще не был президентом, был частым гостем в Русском музее, хорошо его знает. Я один раз в шутку ему предложил дать сертификат на экскурсовода", – вспоминает Владимир Гусев, президент ГРМ.

Из 125 лет Русского музея – 35 его, при Владимире Гусеве музей вышел в мировые лидеры по посещаемости и невероятно расширил границы. Четыре дворца – Михайловский, Мраморный, Строгановский, Летний дворец Петра, а еще корпус Бенуа конечно. Михайловский замок, Михайловский и Летний сады. И филиал в испанской Малаге.

"Некоторые политики, помните, говорили, что они живут в райском саду европейском, а мы в джунглях с деревьев не успели слезть. Но если зазвучит Чайковский? Но вот как успешно работал наш филиал в Испании, в Малаге? Там испанцы плакали, когда мы вывозили вещи, просили не закрывать из-за этих санкций. Культура объединяет и этого боятся. Как же так – Россия, медведи бродят по улицам Москвы и Петербурга, а здесь такая живопись, такая литература, такая музыка, такая скульптура", – поясняет Владимир Гусев, президент ГРМ.

Русский музей – это вся история России в сюжетах, мизансценах, персонажах. И музей продолжает вести эту художественную летопись, постоянно пополняя фонды образцами современного искусства. Еще через 125 лет рядом с Маковским и Репиным появятся, вероятно, картины нашей жизни.