Две актрисы, которые составили прекрасный дуэт в нашумевшем в свое время фильме "Страна глухих" Валерия Тодоровского, – Дина Корзун и Чулпан Хаматова. Это было четверть века назад. Сейчас жизненные пути этих двух ярких актрис разошлись. В начале века Дина уехала на Запад, там вышла замуж и родила двух дочек. Ее супруг Луи Франк – талантливый бельгийский музыкант и композитор. Сейчас семья вернулась из Швейцарии в Россию. Живет и работает в Москве и говорит, что, живя на Западе, стала "невероятным патриотом".
Чулпан Хаматова, наоборот, до недавнего времени жила в России. Здесь была очень успешна как актриса и как общественный деятель. Около года назад Чулпан переселилась в Латвию и там стала поливать Россию на чем свет стоит. Позволила использовать себя в неблаговидных политических целях против своей Родины.
В отличие от Чулпан Хаматовой Дина Корзун избегает политических заявлений и даже, сказать по правде, не захотела дать интервью "Вестям недели", поскольку у нас "политическая" программа. Не смеем настаивать. Но Дина все же появляется в публичном поле. Не скрывает своей истории. Рассказывает их с театральной сцены. И поделилась пережитым с актрисой Ольгой Будиной. Разговор вышел откровенным и для нас очень интересным. И не политически, а, скорее, мировоззренчески, ведь подобные темы мы с таких позиций всегда и рассматриваем. А здесь – конкретный жизненный опыт. И вот когда Дина сказала, что стала "невероятным патриотом", то Ольга решила уточнить: "С какого года у тебя это осмысление наступило?"
"Где-то 2017 год. Давай посчитаем. Шестой год наверно. Вдруг что-то произошло. Что-то такое начало происходить во всем мире. Было понятно, что неизбежна эта война, потому что противостояние было нарастающим. Я заметила, что на Западе, как бы мы ни старались вписываться в их контуры западного мира и просились и в ВТ,О и в НАТО, они категорически это не воспринимали. Луи принадлежит к такой семье, другой уровень. Наверное, я попала туда совершенно залетным казачком, потому что это люди из высшего общества. И я почувствовала такую неприязнь к русским и ко всему русскому. Уважением пользовались только доимперские какие-то традиции. Я была поражена в нескольких домах, с какой гордостью они показывают, демонстрируют своих фашистских предков в каких-то мундирах, офицеров: это мой дед, мой прадед. У меня внутри происходили невидимые взрывы, я только расширяла глаза и смотрела, я не могу в это поверить, что люди не прошли переоценку истории, то есть они не просто гордятся, они продолжают эту философию, повсюду книги о Рейхе, о своих предках и об этой философии. В нескольких домах это было, в каких-то не было, но при этом я ощущала высокомерие, именно что они – сильные мира сего, имеют вес и принимают решения. Мне было удивительно, что есть в них такая русофобия", – призналась Корзун.
А далее еще и в швейцарской школе начались странности. "Маразм крепчал, – вспоминает актриса. – Мне очень не понравилось, что в школу родителей не пускают, мне не понравилось, что у нас психологом стал мужчина на каблуках и в платье. Дети пришли: мама наш психолог в маске, в платье, но точно мужчина. Мы пишем в школу директору: кто психолог? Да, мистер Сильва. Мы говорим, хотим с мистером Сильва познакомиться. Нужно было проходить какие-то специальные приготовления, потому что ковид, чтобы встретиться на расстоянии. Другой психолог, которая обязана была сексуально образовывать наших детей, мы сказали, что мы против, не хотим. Но нам сказали: это обязательно. Это указ ЮНИСЕФ. Это организация которая юность, молодежь защищает. И все это было в таком количестве, что я сказала: Луи, я тебя умоляю, ты видишь, что творится в мире, поедем в Россию – это самое безопасное место. Дети пошли в школу русскую, хотя они всю жизнь учились на английском, и мы были счастливы, потому что нас пускали в школу на праздники. Это было человеческое отношение, на физкультуре дети бегали без масок. Тоже было много разного, но все равно я ощущала, что в России люди думают, можно разговаривать, можно опираться хоть на какой-то закон, на Конституцию. Так что я очень рада, что мы здесь. Моему мужу тяжело, он хорошо читает и говорит по-русски, но его разрывают и тянут в свою сторону, конечно, и семья и друзья. А я сейчас в Москве и буду играть премьеру своего спектакля "Как я пришла в сознание".
Последняя новость о другой актрисе – Чулпан Хаматовой – в том, что Новый Рижский театр, куда ее взяли в труппу, в последний момент отменил премьеру спектакля Gogolis. Nature Morte по "Старосветским помещикам". Официальная формулировка для публики беспрецедентна – "творческий провал". Если перевести с латышского, то звучит мягче: "творческая неудача". В Москве ничего подобного на спектаклях с участием Чулпан Хаматовой представить себе было невозможно. Мы далеки от того, чтобы, злорадствуя, потирать руки. Так, скорее, жалко. И никакой политики. Человеческие истории в разных культурных пространствах.