БКЛ органично вплелась в транспортную систему и жизнь москвичей

Открытие века, не иначе: Москва поехала по кольцу. И по какому! Семьдесят километров путей под землей - самая большая кольцевая линяя метро в мире.

1 марта – в первый день весны – в Москве открылись сразу 9 станций Большой кольцевой линии метро (БКЛ). Таким образом, еще одно столичное метрокольцо замкнулось. БКЛ – самая длинная линия метро в мире – 70 километров, 31 станция соединила все районы Москвы. На кольцо вышли самые современные и комфортабельные поезда.

Открытие века, не иначе: Москва поехала по кольцу. И по какому! Семьдесят километров путей под землей – самая большая кольцевая линяя метро в мире.

"Совсем недавно, москвичи помнят наверняка, у всех ужас стоял в глазах, когда думали, рассуждали по поводу ситуации с транспортом в огромном городе таком, как Москва. Думали, как же решить все нависающие над городом проблемы. Вот городские власти работали напряженно, били в эту точку и добились в целом. Конечно, проблем еще достаточно, но в целом добились хорошего результата", – заявил Владимир Путин.

Закольцевалась, кажется, и сама история: "Сокольники" – первая станция метро, открытая в далеком 1935-м. Одноименная теперь есть и на БКЛ. Запуск новой линии символично проходил в окружении портретов метростроителей.

Первые поезда наполнились пассажирами: тесно в них не будет даже в час пик. По БКЛ пустили самые современные составы отечественного производства "Москва-2020". Дверные проемы шире, просторнее и в самих вагонах: от первого до последнего можно пройти насквозь. Зарядить телефон, подключив шнур к панели на стене или в сиденье и точно рассчитать, какой вагон нужен для пересадки, – такая важная опция для вечно спешащей Москвы. Есть, разумеется, и Wi-Fi, хотя подключаться к нему имеет смысл только в тоннелях.

"Рижская" – одна из самых глубоких станций Большой кольцевой. Над нами 63 метра, но здесь есть и мобильная связь, и высокоскоростной Интернет, как и на всех платформах БКЛ. Можно не только зайти в браузер, но и загрузить фильм или выпуск "Вестей".

Не метро, а космос, у которого даже есть свой ЦУП. Информация со всех камер и датчиков стекается в Единый диспетчерский центр, где пристально контролируют возможные нештатные ситуации и задержки в движении поездов.

"В любой момент с любым машинистом имеется двусторонняя связь. Машинист может вызвать поездного диспетчера. И диспетчер может вызвать машиниста. О любом каком-то отклонении выводится мгновенная информация на рабочее место", – пояснила Кристина Шубина, поездной диспетчера метрополитена.

Со своих рабочих мест диспетчеры наблюдали и запуск кольцевой. С обратной точки церемонии открытия хорошо видно, сколько компаний участвовало в строительстве. Это "Мосводоканал", "Мосинжпроект", "Россети" и, конечно, "Московский метрострой". БКЛ – результат труда огромного количества людей.

Тридцать одну станцию построили за рекордные 10 лет. На площадках работали тысячи специалистов, в помощь которым были современные технологии. Сначала Большое кольцо поехало в виртуальной реальности. Модель линии до мельчайших деталей отстроили в 3-D.

"Единого проектировщика-строителя нет, они расходятся по компетенциям, и зачастую происходят человеческие ошибки. Мы могли увидеть каждое помещение в каждой стене, как проходит труба или кабельный канал. Когда по результатам выполненных работ электронное сканирование объемное заносится назад в эту модель, мы видим все отклонения", – рассказал Юрий Кравцов, генеральный директор компании подрядчика.

Под землей впервые в истории города двигались гигантские десятиметровые щиты, прокладывая тоннели сразу для двух путей. Станции глубокого заложения. "Марьину Рощу", на нее ведет теперь самый длинный эскалатор в метро, "Рижскую" строили по классическим технологиям: породу вывозили очень кинематографично – на вагонетках.

"Особенности "Рижской" в том, что сердце станции, которое эти системы питает, находится на перегоне в бывшей демонтажно-щитовой камере, откуда стартовали и куда приходили щиты. Там поместилось девятиэтажное здание, которое сейчас не видно. Там располагаются помещения для служб метрополитена, для обслуживающего персонала", – пояснил Александр Мягков, главный инженер АО "Мосинжпроект".

Станции оснащены системами интеллектуального видеонаблюдения, пожаротушения и дымоудаления. Двух последних на "Каховской", "Варшавской" и "Каширской" – станции строили еще в советское время – предусмотрено не было. В процессе реконструкции коммуникации элегантно вписали в колонны.

Самая короткая линяя метро – "Каховская" – вошла в состав самой длинной. На самом деле так и задумывалось. Это было прописано еще в Генплане развития Москвы 70-х годов. Ну, а идеи построить вторую кольцевую появились и того раньше. Не могли только определиться, Москве нужно еще одно кольцо – малое или большое.

Рассматривали и вариант хордовых линий, окончательно еще одно кольцо Москве решили подарить в 2014-м. БКЛ умещали в существующую застройку, перекладывая сотни километров коммуникаций, пересекая линии метро и русла рек. Для обслуживания линии построили новое депо "Нижегородская", где умещаются тридцать составов. Большая кольцевая – это шесть тысяч новых рабочих мест. А еще импульс для развития города.

- Как, по вашим оценкам, будут развиваться территории вблизи станций?

- Поразительно, – сказал мэр столицы Сергей Собянин. – Но за время строительства этот проект уже сам себя окупил. Городской бюджет в следующем году получит столько, сколько он вложил в БКЛ. Не за счет пассажиров. А за счет инвестиций. За счет того, что БКЛ пришло в районы, которые раньше считались вообще "депрессивными". Мы видели это на МЦК, как это все начало развиваться. Вокруг БКЛ до 2030 года, мы считали, появятся около 400 тысяч новых рабочих мест.

И еще приятная арифметика: в первые часы после открытия поток пассажиров превысил самые смелые прогнозы: 190 тысяч человек. За пять дней москвичи не только подсчитали, насколько быстрее теперь добираться до работы, дома, учебы, но и придумали, на что потратить освободившееся время: "Больше времени потратить на себя утром. Сходить в парк".

Ни одна станция не похожа на другую: оформление жители города выбирали сами. Чтобы объехать каждую, потребуется полтора часа – за столько поезд огибает город по Большой кольцевой. И еще немного времени для фотографий.

Привыкать к новой линии пассажирам, кажется, не пришлось – так органично она вплелась и в транспортную систему города, и в повседневный распорядок москвичей. Как будто была с нами всегда!

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.