Новости с Черноморского побережья, которые требуют и внимания, и реагирования. Наши корреспонденты сообщают о том, что множатся случаи незаконного захвата леса под видом аренды, неразрешенного строительства. Власти региона крепко против. Так почему все же так? И каковы лазейки?
Один из крупнейших курортов Черноморского побережья – Геленджик – в центре особого внимания надзорных органов и кубанских властей. Позиция вполне понятна: закон в плане застройки должен быть един для всех. Если в городе в этом вопросе удалось навести порядок, то вот в лесу проблема самостроев остается актуальной.
Двухэтажный дом с высоким фундаментом у моря. Рядом огромный бассейн, просторная беседка. Посторонним дорога закрыта. По закону, возводить капитальные строения в лесу запрещено, но арендаторы умудрились представить сомнительное заключение экспертизы, которая по сути назвала дом с бассейном сезонной времянкой.
К дому, который экспертами признан некапитальным строением, даже подведен газопровод. Вот он, что является по сути грубейшим нарушением. Этот участок арендует некто Виктор Кузнецов, владелец строительной компании "Наукоград" из Новосибирска.
– Виктор Викторович, здравствуйте! Андрей Ивлев, телеканал "Россия". Скажите, пожалуйста, сколько вы заплатили экспертам за заключения?
– У меня просьба сменить, вообще, тон: сколько кто кому заплатил и что эти объекты заведомо капитальные. Я не идиот выстраивать замок на песке.
Расторгнуть договор с арендатором у сотрудников краевого министерства природных ресурсов пока не получается. Судебные тяжбы вокруг самостроя в лесу длятся уже несколько лет.
"Принимаем весь спектр мер прокурорского реагирования, вплоть до того, чтобы сносить незаконно возводимые объекты", – говорит старший помощник прокурора Краснодарского края по взаимодействию со СМИ и общественностью Антон Лопатин.
В краевой полиции возбудили уголовное дело в отношении одного из экспертов, выдавших странное заключение.
"Имеются заведомо ложные сведения о том, что здания не имеют признаков капитального строительства, являются временными. Это не соответствует действительности", – сказал начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Рунов.
Эти коттеджи в лесу были признаны капитальными строениями и в Краснодарском арбитражном суде. Вот постановление. По нему спорные объекты должны быть демонтированы. Но арендаторы, видимо, поняв, что здесь все по закону, пошли в соседний субъект с иском. В 15-м арбитражном апелляционном суде в Ростове-на-Дону их приняли как родных.
Председательствующий судья Роман Илюшин отменил решение коллег из Краснодарского края и вынес свое. Неужели, его честь поверила липовой экспертизе? Мы хотели спросить об этом самого судью, но не застали его на работе. Наш запрос остался без ответа, как и вопрос о чистоте экспертиз.
"Зачастую эксперты подвязаны даже на некоторые судебные сообщества, кто имеет на них влияние и возможность давать им экспертные задания", – говорит журналист Евгений Михайлов.
Массив реликтового леса в окрестностях Геленджика – это ботанический памятник природы Краснодарского края, зеленые легкие Черного моря. Здесь самое крупное в России местонахождение сосны пицундской, занесенной в Красную книгу.
Геленджикский лесной участок – один из самых протяженных вдоль берега Черного моря. Больше ста тысяч гектаров находятся под защитой государства. Заповедные лесные угодья осматриваем вместе с вице-губернатором Краснодарского края Романом Лузиновым. Эти строения также возвела компания новосибирского коммерсанта Кузнецова. По документам, территория арендовалась для создания зоны отдыха спортсменов. По факту получилось зона отдыха для VIP-персон с высокими капитальными домами на склоне у моря меж краснокнижных сосен. И все эти попытки обойти закон недопустимы. Контроль строгий.
"Эта работа у нас не ограничивается Геленджиком, она у нас в целом по нашему субъекту, по Краснодарскому краю. Это задача, которую ставит перед нами руководитель, губернатор Краснодарского края, задача, которую ставят перед нами жители. Закон он един для всех", – говорит Лузинов.
Преступный механизм, с помощью которого появлялись незаконные строения, действовал давно. Коммерсанты орудовали без стыда и совести. Дома строили с грубейшими нарушениями, а после узаконивали через суд с помощью карманных экспертов. По сути происходил криминальный захват территорий. Краевым властям потребовался не один год, чтобы призвать неприкасаемых к ответственности. При поддержке Генпрокуратуры, ФСБ, Следственного комитета, МВД и Росгвардии была разрушена коррупционная схема на юге России. Незаконные объекты сносят, земли возвращают в собственность государства. Большая работа по борьбе с самостроями проведена в Сочи. Там снесены десятки незаконных высоток.
За последние несколько лет удалось выявить около 400 объектов, которые незаконно располагались на землях лесного фонда Краснодарского края. Половину из них по решению судов уже удалось демонтировать.
Очередной дозор по Черноморскому побережью. Нарушения фиксирует лесная охрана. Электропроводка, натянутая прямо на стволы сосен, – эдакая фишка геленджикских застройщиков. И это грубейшее нарушение, которое приводило к многочисленным пожарам в лесу.
"Лесной фонд – это целая экосистема, это определенный, скажем, организм, сочетание компонентов, в котором может быть нарушено вот в результате строительства объекта капитального строительства", – говорит первый замминистра природных ресурсов Краснодарского края Александр Каинов.
Разговор арендатора, который почувствовал себя хозяином леса, с представителями комитета по лесу. Ворота открылись не сразу.
Этот лесной участок арендует компания "Изумрудный берег". По условиям договора, здесь обещали зону отдыха для людей, но теперь не пускают даже проверяющих.
– Тут лесная территория, тут может находиться, кто угодно, – говорит местный рабочий.
– Лесная, но она оказалась закрытой, как так? Почему шлагбаум, почему ворота, почему доступ к морю закрыт?
– А я откуда это могу знать?
– Ну, вы же здесь находитесь.
– Я же говорю: я просто гулял.
Гулять и отдыхать здесь действительно одно удовольствие. Доступ к морю – только для избранных. У арендатора этого лесного участка собственный пирс на бетонных сваях, мощеная капитально оборудованная плитка и дорога к дому, от которого до моря всего несколько метров.
Кубанские власти намерены открыть доступ к морю для всех. Сейчас по объектам, которые надзорные органы считают самостроями, идут судебные процессы.