В понедельник научное сообщество России, да и вся страна вспоминала выдающегося мыслителя и творца – академика Анатолия Александрова. Он родился ровно 120 лет назад. Соратник и преемник легендарного Игоря Курчатова, на посту директора Института атомной энергии он продолжил фундаментальные исследования, которые ни много, ни мало спасли нашу страну от ядерной угрозы. И если традиционно считалось, со слов императора Александра III, что у России два союзника – армия и флот, то со второй половины XX века справедливо было бы добавить в число наших союзников еще и Курчатовский центр, где родились столь спасительные знания.
Анатолий Александров – отец отечественного атомного флота, как военного, так и гражданского. Жизнь выдающегося ученого была не проста.
На капустнике в Институте атомной энергии имени Курчатова директору, академику Анатолию Петровичу Александрову, в шутку вручили маршальские знаки отличия. С тех пор его прозвали "атомным маршалом".
Цивилизации, стране, институту, нам с вами повезло, что были два человека – соратники, сослуживцы в прямом смысле этого слова, и судьба распорядилась по-разному: Курчатов ушел рано, в 57 лет в 1960 году, а Анатолию Петровичу отведено было еще с лишним 30 лет. В данном случае память Курчатова – она была поднята и страной, и Александровым, но главное не память, главное дело. Александров продолжил его дело.
Толя Александров. Тут ему лет десять. Пытливый взгляд. Родился под Киевом в 1903-м. С Курчатовым они одногодки. Анатолий Александров мог погибнуть в годы Гражданской войны: в 16 лет он стал юнкером, воевал на стороне белых в армии Врангеля, был награжден тремя Георгиевскими крестами. Когда Красная армия разгромила их части в Крыму, он попал в плен, чудом уцелел.
Александров учится на физмате Киевского университете, работает учителем, а еще осветителем в театре.
В доме ученых Курчатовского института галерея на стенах – Симонов, Вознесенский, Рождественский, Ростропович и Вишневская, Рихтер, Янковский, Райкин. Здесь, на этой сцене выступали все самые известные знаковые люди в стране в того периода.
Дом ученых – сейчас имени Александрова – в 1950-е годы назывался клубом и стал точкой притяжения для научной и творческой интеллигенции. Можно сказать, что именно здесь формировалась культура оттепели.
Курчатов про Александрова говорил: "Поразительный человек, он знает столько ненужных вещей, которые в какие-то моменты оказываются крайне нужными и востребованными".
"Он был энциклопедист, вот это очень важная вещь. Именно поэтому он институт дальше развернул. Если Курчатов об этом подумал только, начал, то Александров это развернул. Вот Курчатовский институт благодаря Курчатову и Анатолию Петровичу всегда… с одной стороны сверхфундаментальная наука здесь, вся наука, физика, самая фундаментальная наука, которую можно было представить была здесь, всегда и есть. Но из этой науки вырастали атомное оружие, а потом атомные лодки, а потом атомный двигатель, космические двигатели, интернет, связь, все компьютерные вещи. Информационные, новые материалы, ядерная медицина", – говорит президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
Мало кто из фронтовиков имеет такую географически богатую коллекцию наград. Анатолий Александров получил их за свои научные заслуги.
Весна 1944-го в Москве начинается строительство атомного института. Здесь в пустом поле собирают первый физический реактор. В 1948-м Александров – заместитель Игоря Курчатова в Лаборатории номер 2 (будущий "Курчатник") и научный руководитель работ по созданию промышленных реакторов. За Александровым в науке – и теперь уже в истории – закрепились две важные вещи: он отец мировой атомной энергетики и отец нашего атомного флота.
"Прекрасная фотография с Тихоокеанского атомного флота, ракетоносец, он спускается. Эту фотографию взяла студия Грекова, Министерство обороны, сделали с ними, с моей точки зрения, великолепный памятник, который будет установлен в Кронштадте в музее, – продолжает Ковальчук. – И там будет написано, что он отец атомного флота России. Вот видите, он был любимец моряков, потому что он открыл совершенно новый флот, создал новую плеяду людей-судоводителей, и они на него молились, потому что они в общем получили то, чего не было ни у кого".
По сути бомбу повернули в ядерное энергетическое устройство – была создана первая наша подлодка "Ленинский комсомол" в 1958 году. На следующий год был спущен первый в мире атомный ледокол "Ленин". Сегодня это гарантирует нам устойчивое присутствие в Арктике. Три десятилетия руководил Александров Курчатовским институтом. Ему мы обязаны спасением отечественной генетики, рождением отечественной микроэлектроники и лазерными технологиями. Под его началом были созданы реакторы для работы в космосе. Небольшие исследовательские установки и крупные промышленные, которые сегодня работают на всех станциях нашего Росатома.
Еще один проект, запущенный Александровым в 1980-е и дающий важные результаты сегодня, – это источники синхротронно-нейтронного излучения на территории Курчатовского института и Зеленограда. Исследования проводят медики, материаловеды, биологи, физики, химики. Уникальный источник синхротронного излучения рождает для человечества новую научную эру. Атомная энергетика, ее логика развития привела от деления к синтезу, и в институте, тоже под руководством Александрова, создали первый в мире токомак.
Прямо сейчас наш фрегат "Адмирал Горшков", вооруженный гиперзвуковыми ракетами "Циркон" – их практически невозможно перехватить – на учениях в южной части Атлантического океана. Проходят испытания первой атомной подводной лодки – носителя морских беспилотных подводных аппаратов "Посейдон". Она была спущена на воду в марте 2019 года. Все это тоже заслуга академика Александрова и его последователей.
"У нас уже есть уже абсолютно новое поколение флота, о котором никто еще даже догадаться не может. У нас оружие в прекрасном виде, и вы сами знаете: наши сегодняшние лодки и сегодняшние ракетные комплексы, и все, что имеем, – мы сегодня весь мир обогнали", – отмечает Ковальчук.
Трижды Герой социалистического труда, кавалер девяти Орденов Ленина, лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий. Зимой, такой вот, как сейчас, Анатолий Петрович с семьей и друзьями очень любил кататься с ледяной горки. Строил ее сам, 8-метровую, во дворе. Отпуск проводил в походах, справляясь на лодке по Волге, Днепру или Оке. Тот облик страны и нашей науки, которые сегодня у нас есть – во многом заслуга Александрова.