Самый дорогой, масштабный и амбициозный проект международного научного сообщества. ИТЭР – термоядерная машина, которая должна доказать, что мы в шаге от неисчерпаемого, безопасного и экологичного источника энергии. Внимание к проекту такое, что даже доставка детали, магнитной катушки из России, к месту строительства во французский Кадараш – целое событие.
"Я рад отпраздновать сегодня достижения российского агентства ИТЭР (ITER) и его партнеров. Мы поздравляем вас с поставкой катушки PF1 и надеемся на продолжение сотрудничества. Спасибо!" – благодарит генеральный директор Международной организации ИТЭР Пьетро Барабаски.
В проекте, в котором участвует 35 стран, по сути реализуется идея советских ученых. Еще в 1950-х годах академики Игорь Тамм и Андрей Сахаров предложили создать термоядерный реактор по типу токомака или, как шутят физики, "солнца в бублике". Изотопы водорода помещаются в вакуумную колбу, где нагревается до температуры в 10 раз выше, чем на Солнце – 300 миллионов градусов. В результате получается плазма, и вырабатывается огромное количество энергии. Но есть нюанс.
"Вам нужно придумать такую конфигурацию, чтобы плазма горела с такой высокой температурой, при этом не касалась стенок объекта, в котором она находится. Потому что, если коснется, тут же расплавит. И вот Сахаров придумал сделать это с помощью магнитного поля", – раскрывает идею "солнца в бублике" директор российского "ИТЭР-центра" из Троицка Анатолий Красильников.
Его создают с помощью катушек тороидального поля. Всего их будет шесть. Четыре такие огромные, что собирать их можно только на месте – не довезешь. Одну поставил Китай. И еще одну сегодня – Россия.
Катушку PF 1 из Питера в Марсель везли кораблем несколько месяцев. Гигантскую конструкцию диаметром 9 метров, а весом 160 тонн, создавали более шести лет. Изготавливали сразу на поверхности баржи, чтобы было проще транспортировать. Состоит катушка из тончайших проволок. Электромагнитная система изготовлена из сверхпроводника.
Специально ради проекта российские ученые вывели на промышленный уровень работу с новым сверхпроводником – сплавом ниобий-титаном (интерметаллид ниобия и титана).
"Перспективы этих материалов известны давно, но вот такого крупномасштабного применения, как это было сделано в этом проекте, до этого не было. Изготовлении этой катушки – это рекорд и советских времен, и российских, никогда более в нашей истории такие объемами не изготавливались", – разъясняет заместитель генерального директора АО "НИИЭФА" по термоядерным магнитным технологиям, директор НТЦ "СИНТЕЗ" Игорь Родин.
Катушка – не единственный подарок России проекту. Для ИТЭРа наша страна поставляет 25 деталей, в том числе системы диагностики плазмы, и строит почти половину внутренней стенки камеры, с которой соприкасается раскаленная плазма. Санкции на сотрудничество никак не повлияли.
"Россия выполняет свои обязательства всегда. Это наш принцип. Я бы сказал, что мы в числе лидеров в плане соблюдения графиков ИТЭР", – подчеркивает директор российского "ИТЭР-центра" Анатолий Красильников.
Но проект все равно выбивается из графика. Его основу заложили еще в 1980-х Михаил Горбачев и Рональд Рейган. Задержек было столько, что скептики вообще сомневаются, в запуске проекта в ближайшее время. Официально старт намечен на 2025 год.
"Но почему так долго?"
"Это сложно, это очень сложно. Но оно того стоит, и мы просто обязаны сделать это для будущего", – отвечает на простые вопросы по проекту физик проекта ITER Афина Каппату.
Термоядерный реактор – конечно, энергетика будущего. Ионы водорода – неисчерпаемый ресурс. Установка не производит радиоактивных отходов, и даже при поломке взрыв невозможен. При этом теоретически реактор может дать такое количество энергии, чтобы питать города даже на Марсе. Но сначала гигантский токомак во французском Кадараше должен доказать, что человечество может удержать солнце в бублике.