Небывалая картина — участников банды черных риэлторов заковывают в наручники прямо в зале суда. Вот берут под стражу и сажают в клетку гражданку Носову. Она, по версии следствия, организатор преступной группировки. Приговор — девять с половиной лет колонии.
У них был шикарный офис в "Москва-Сити" и вывеска центра займов. На деле они отбирали квартиры у жителей Москвы, не гнушаясь ничем — угрозы, вымогательства, даже похищения людей.
"Захват начался с того, что мой сын пошел по объявлению в интернете о том, что предоставляют кредиты под недвижимость. У него была 1\5 квартиры нашей общей, семейной. Он пошел по этому объявлению, получил 320 тысяч. В 2016 году появился на пороге Доценко, который стал вскрывать квартиру", — рассказала потерпевшая Любовь Беляева.
Павел Доценко — главный вышибала группировки, кошмаривший хозяев отбираемых квартир уже под конвоем. Он требовал четыре миллиона за свою долю.
Про "подвиги" этого мошенника мы рассказывали шесть лет и даже предлагали ему организовать явку с повинной.
Павел Доценко, действуя в составе ОПГ, выступил стороной по ряду сделок. Всего он обладал более чем 22 объектами недвижимого имущества. Вот Доценко вскрывает дверь уже в квартиру Натальи Костиной-Кикас, где он захватил 1/64 доли, то есть 1 квадратный метр по фальшивой дарственной от мертвеца. Потерпевшая рассказала, что преступник требовал с нее деньги. Так, на первой встрече он попросил два с половиной миллиона.
Теперь Доценко надолго обеспечен казенной жилплощадью в четыре стандартных квадратных метра. Суд вынес ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Так удивительно совпало, что днем ранее другой суд столицы, Дорогомиловский, вынес беспрецедентное решение, отправив на 8 лет в колонию за мошенничество Романа Гусельникова, главаря преступной группировки, превратившей сотни москвичей в бомжей.
Роман Гусельников руководил или имел отношение к полутора десяткам организаций, уличенных в отъеме недвижимости у населения. Среди них такие известные жульнические конторы, как Международное кредитное бюро, ООО "Ваш брокер", Московская залоговая компания. Уголовное дело длилось пять лет, однако многие из них работают и сегодня, судя по всему, чувствуя себя прекрасно.
Наша программа десять лет вела свое собственное расследование этой масштабной аферы. Мы находили жертв квартирных рейдеров и приходили с полицией в их офисы под липовыми вывесками.
Схем обмана было много. Одним клиентам обманом подсовывали листы договора купли-продажи. Других уверяли, что это формальность, а на деле собственность останется за ними. Именно так лишилась квартиры в Люберцах ценой более 7 миллионов рублей Татьяна Богданова. Вот что она рассказала:
— Гусельников обманным путем меня уговорил продать мою собственность. Мне пришлось съехать, я осталась бомжом на целых пять лет, осталась без денег и без квартиры.
А кого-то вгоняли в драконовские штрафы непомерными процентами. Покойный муж Ольги Новиковой хотел одолжить всего 50 тысяч, а ему навязали под залог квартиры неподъемный для пенсионера кредит. В результате недвижимость стоимостью в 17 миллионов перешла в собственность Гусельникова.
Все гражданские суды жертвы Гусельникова проигрывали, их выбрасывали из отнятых квартир с приставами и полицией. Лишь в 2018 году завели уголовное дело. Вскрылись такие масштабы хищений квартир, что Госдума вынуждена была принять специальный закон, запрещающий выдавать микрокредиты под залог жилья.
Подельники Гусельникова тоже отправились в колонию. Но главной сенсацией стало то, что этим же приговором суд вернул первым десяти потерпевшим похищенные у них квартиры. К чести суда и следствия, такое происходит впервые.
Конечно, это еще не конец истории. Впереди месяцы процессов, гражданских и уголовных. Но общий тренд очевиден. Эпохе рейдерского беспредела наступает конец.