КБ Ильюшина – это большие и надежные самолеты. Так было всегда. И сейчас в день 90-летнего юбилея на стапелях двух заводов в Воронеже и Ульяновске строятся новые Ил-94-400 и Ил-76МД в последней модификации.
Сейчас авиационный комплекс Ильюшин как дивизион Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха, занимается транспортной авиацией.
"Широкофюзеляжный Ил-96-400М, с которым мы сейчас активно работаем, скоро поднимется в воздух. По линии Министерства обороны – это Ил-76МД-90А. Этот самолет очень универсальный. И наша перспективная тематика – это перспективный сверхтяжелый самолет, которым мы тоже будем заниматься, и который у нас в планах", – сказал Сергей Ганин, главный конструктор ОАК-ПАО "Ил".
Началась история знаменитой марки Ил еще в Первую мировую, когда мобилизованный в царскую армию Сергей Ильюшин поступил на службу в авиационную команду Северного района Петербурга. К началу Великой Отечественной войны Ильюшин – уже авторитетный авиаконструктор, он создал дальний бомбардировщик ДБ-3. Легендарный Ил-2 – летающий танк, черная смерть, бетонный самолет прославил Ильюшина на всю планету",
После войны ильюшинское КБ постепенно переключилось на гражданские самолеты, и снова оказалось в лидерах. Ил-14 – первый правительственный самолет. Турбовинтовой Ил-18 до сих пор в эксплуатации – уже более 60 лет. Дальнемагистральный Ил-62 задал высокую планку комфорта и надежности. Но стал последним самолетом, над которым работал сам Сергей Владимирович. В 70-м году по состоянию здоровья он передал полномочия руководителя ОКБ своему ближайшему сподвижнику – Генриху Новожилову.
"Новожилов проводил одно время здесь заседания ученого совета по новым самолетам, но в кресло Сергея Владимировича Ильюшина никто никогда не садился, это табу", – сказал Василий Федякин, ОАК-ПАК "Ил"
Ильюшин стал легендой еще при жизни. Многие сотрудники КБ были уверены, что он жил на работе.
С приходом Новожилова началась новая эпоха отечественного авиастроения. Каждый следующий самолет марки Ил становился событием в мире авиации. Супервместительный Ил-86 с его инновационной компановкой салона. Дальнемагистральный Ил-96, способный пролететь с 300 пассажирами 9 тысяч километров.
"Я горжусь самолетом 76-м, я горжусь самолетом 86-м, я горжусь самолетом 96-300. Горжусь всем тем, что создано под моим руководством конструкторским коллективом энтузиастов- единомышленников ильюшинцев", – сказал главный советник генерального директора, генерального конструктора ОАО "Ил" Генрих Новожилов.
Генрих Новожилов отдал авиации всю свою жизнь. Последний рабочий день – 28 апреля 2019-го года. В его кабинете с тех пор ничего не трогали. Ил-86 стал базовой моделью для самолета Судного дня – это воздушный командный пункт. Ил-96 – борт номер один, самолет президента. 76-й незаменим там, куда рейсовые самолеты не могут долететь – в Антарктиде возит полярников.
Инженеры КБ Ильюшина работают на перспективу. Один из по-настоящему прорывных проектов – развитие тяжелой транспортной авиации во взаимодействии с беспилотниками. Здесь рамповые самолеты должны быть особенно востребованы. По сути это создание новой транспортной системы. Проект, который мог бы изменить будущее. Западные авиастроители над этим уже работают. У КБ Ильюшина с его опытом строительства надежных рамповых траспортников есть все козыри, чтобы предложить свой вариант.
Работа на ближайшую перспективу – запустить Ил-114. Типовой опытный самолет в высокой степени готовности. В ближайшее время начнутся испытания. Серийное производство может быть запущено через полтора года.