На борту авианосца "Шарль де Голль" за день до своего 45-летия французский президент Эммануэль Макрон вновь заговорил о России.
Учитывая, что для западных лидеров эта тема очень скользкая, Макрон как мог обезопасил себя реверансами Украине: пообещал, что будет поставлять оружие, самоходные артиллерийские установки Caesar и даже новые зенитно-ракетные комплексы Crotale пришлет. Но снова наступил Киеву на больную мозоль, когда сказал, что география – упрямая вещь, Россия занимает огромное место на карте Европы, и ей нужны гарантии безопасности.
Под конец года коллективный Запад предпочитает списывать оставшиеся бюджеты на помощь Украине. Всемирный банк выделяет транш в 610 миллионов долларов, Амстердам дают Киеву льготный кредит в 200 миллионов евро, даже прижимистые финны предоставляют пакет помощи на 29 миллионов. И только венгерский премьер Виктор Орбан призывает европейцев не лезть в конфликт на Украине – не обучать солдат, не подпитывать войну – и дает свой рецепт по выходу из кризиса.
Но повлиять на Вашингтон Европа, конечно, не в силах. Тем более, что проблемы у европейцев нарастают, как снежный ком.
Франция в преддверии долгожданных рождественских выходных испытала глубокое разочарование. Те, кто запланировал путешествие на поезде, рискуют не успеть на праздник – железнодорожники обещают грандиозную забастовку как раз с пятницы по воскресенье.
Теперь французы с содроганием читают SMS от французских железных дорог, чтобы разобраться, куда доехать все-таки можно. Будет отменена половина рейсов северного направления, в сторону Бельгии, и треть – из поездов, направляющихся на юг. Чтобы как-то подсластить пилюлю, пассажирам обещают в двойном размере компенсировать стоимость билетов с бесплатным ваучером на будущее. Но осадок остался, а кто-то еще и лишился праздника.
Денежный вопрос становится в свете забастовки особенно щекотливым. Французское правительство утверждает, что железнодорожники перегнули палку, поскольку им недавно повысили зарплату, однако те утверждают, что инфляция все съела. А в выигрыше в итоге оказываются те, кто предлагает альтернативу – билеты на междугородные автобусы или авто в аренду. Тарифы на каршеринг в одночасье взлетели на четверть.
Рождественского перемирия не обещают и британские профсоюзы медиков. Власти обвиняют их в безответственности и сажают за руль скорых военных.
Британцам приходится сегодня адаптироваться к расписанию забастовок. Надо знать, как доехать до работы и вернуться домой, потому что могут бастовать водители автобусов, не ходить поезда или метро. Например, если человек хочет отправить рождественскую открытку сегодня, то уже опоздал – поздравления с почтовой маркой первого класса в этом году было рекомендовано отправлять не позднее 16 декабря.
На этой неделе почтальоны возобновили работу на несколько дней. Но 23 и 24 декабря, то есть в канун Рождества, они бастуют опять. Из-за перебоев в работе почты страдает бизнес – снижаются покупки онлайн. Но есть и более серьезные вещи, когда бастуют те, от кого зависят жизни людей.
В полночь в Англии началась забастовка работников скорой помощи – они требуют повышения зарплат. Свыше 10 тысяч водителей, санитаров и парамедиков отказались выходить на дежурство. В Британии с такой ситуацией не сталкивались со времен правления Маргарет Тэтчер, то есть больше 30 лет.
При том, что и до забастовки скорая помощь в Британии не справлялась с текущим объемом вызовов. Большой резонанс вызвала история 93-летней женщины из Уэльса. Пенсионерка сломала шейку бедра и ждала приезда врачей более 25 часов. Национальная система здравоохранения не выдерживает нагрузок в целом. Глава Минздрава Стивен Барклай решил посетить один из лондонских госпиталей и услышал там много нелестного от пациентов.
Медики жалуются на низкие зарплаты и бюрократию, из-за чего многие вынуждены уходить из профессии – поэтому они сегодня бастуют.
Министр здравоохранения Стивен Барклай обвинил забастовщиков в безответственности, отвечая на вопрос, на чьей совести будут смерти, которые произойдут из-за этого.
Генеральный секретарь профсоюза Unison Кристина Маканеа в свою очередь возложила ответственность на правительство, которое было "совершенно безответственным".
Сегодня стало известно и новых забастовках медсестер в Шотландии. До этого медицинский персонал госпиталей бастовал в Англии и Уэльсе. Профсоюзные лидеры требовали, чтобы в переговоры с ними вступил лично премьер-министр Риши Сунак.
Глава правительства только что вернулся из поездки в страны Балтии, где занимался укреплением антироссийской коалиции. Для разговора с британскими врачами времени не нашел, а на слушаниях в парламентской комиссии он посоветовал забастовщикам умерить свои амбиции.
"Я признаю, что это сложно, это сложно для всех, потому что инфляция повсюду. И лучший способ помочь им и всем остальным в стране — это взять себя в руки и как можно быстрее снизить инфляцию", – сказал он.
Правительство решило заткнуть дыры с помощью армии. Военнослужащих призвали управлять каретами скорой помощи, пока бастуют профессиональные водители. Начальник штаба обороны Британии адмирал Энтони Радакин выразил недовольство тем, что военных привлекают к решению внутриполитических проблем.
Британские военачальники крайне редко позволяют себе публично критиковать кабинет министров, так что для правительства Сунака это определенный сигнал. В 1990 году, столкнувшись с забастовками врачей, на значительные уступки была вынуждена пойти даже непреклонная Маргарет Тэтчер, хотя ее правительство тогда тоже убеждало всех, что надо бороться с инфляцией и сокращать государственные расходы. Для самой Тэтчер все закончилось отставкой в том же году.