Россия – чемпион мира по экспорту зерна. В этом году – рекордный урожай – более 150 миллионов тонн. Это и большие деньги, и большое политическое влияние. Но при одном условии: если государство контролирует продажу по всей цепочке – от начала до конца. А сейчас, как выясняется, не так. Есть лазейки, которые позволяют западным перекупщикам обкрадывать Россию. Ровно об этом – новый фильм Андрея Кондрашова "Зерно". Тема масштабная, а в название вполне многозначно. Фильм не только о товаре, но еще и о сути наших отношений с Западом, ведь их зерно – неистребимое хищничество. Пора положить конец.
Есть старая шутка, что у аграриев – две беды: неурожай и урожай. И вот этот рекордный урожай вызывает как раз другую проблему: это рекордное количество зерна надо где-то хранить и куда-то сбывать. И вот в этот самый момент появляются иностранные трейдеры. Но вот только цены почему-то сразу обваливаются.
Потом российское зерно могут использовать как политический рычаг: этой стране продадим, она хорошая, а этой – нет, она не разделяет наши ценности. А в России из-за этого – снижение экспортной цены, финансовые потери для аграриев и бюджета. В главных зернопроизводящих регионах эта ситуация давно вызывает вопросы.
"Я считаю, что стратегическое сырье или стратегический ресурс, конечно, должны быть прозрачны и подконтрольны, в том числе государству", – говорит Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.
"Это просто выкачивание из нашего сельского хозяйства денег. 70% нашего урожая торгуются иностранными компаниями", – сказал Владимир Владимиров, губернатор Ставропольского края.
"Мы должны быть застрахованы. И мы должны создать условия, чтобы были застрахованы наши экспортеры", – считает Василий Голубев, губернатор Ростовской области.
Если пройти вдоль берега Дона в Ростове, то можно увидеть, как причальные стены тянутся на километры и километры. нет ни одного свободного выхода к воде. На сотнях гектаров повсюду расположились зерновые терминалы, элеваторы, порты. И вот здесь вся структура российского зернового экспорта как на ладони. Вот, например, российский порт, а через один – офшоры, через два – иностранцы. Из 12 зерновых терминалов, которые находятся здесь, пять – это иностранные компании.
Если раньше присутствие иностранных зернотрейдеров ощущалось не так сильно, то после начала специальной военной операции на Украине их доля в экспорте существенно возросла. Объяснимо. Те механизмы, которые подверглись антироссийским санкциям, у международных компаний функционируют. Важный факт: из всех иностранных компаний, демонстративно ушедших из России в 2022 году, ни одной зерновой нет.
Редкие кадры. Недоступный для журналистов квадрат в Азовском море. А здесь – крупнейшая площадка рейдовой перевалки. Если зайти в центр этой карусели, то, оглядываясь на 360 градусов, видишь корабли всюду до горизонта. Одни ждут своей очереди, другие уже переваливают в огромные плавучие накопители российское зерно.
Mim Vangelis – огромный иностранный балкер. Знаете, почему он так просел? Потому-что в нем уже порядка 70 тысяч тонн пшеницы, ее рыночная стоимость – порядка 20 миллионов долларов. И вот таких кораблей за сезон на рейдах – сотни. Тонн зерна – миллионы, а денег – миллиарды.
Это как в советские времена были барыги, которые по своим связям закупали дефицитный товар на базах, а потом спекулировали им по всей стране. Только на зерне спекуляция теперь – в мировом масштабе и подчинена она политике. Причем точно не российской.
Звучит так безобидно – "перевалка хлеба на рейде". Это же не контрабанда оружия. А между тем рынок зерна в мире уже давно сопоставим с рынком оружия. Только вот зерном заправляют люди, которые подчас гораздо серьезнее оружейных баронов.
Это "арабская весна", которая прокатилась сразу по 30 странам. Волнения начались из-за резкого подорожания хлеба. В итоге в нескольких государствах сменилась власть, погибли сотни тысяч человек, миллионы стали беженцами. Нехватка зерна и взлет цен на еду вывели на арену и "Исламское государство" (запрещена в РФ). Кто в те годы использовал зерновой рычаг? Не признаются. Но явно в целях, далеких от гуманизма.
Главы трех регионов – Краснодарского края, Ставрополья и Ростовской области – обратились к главе государства с предложением ввести контроль за экспортом ключевых товаров аграрного сектора и отрегулировать присутствие иностранного капитала именно в зерновой отрасли.
"Мы просто никому не должны отдать эту возможность, этот инструмент", – уверен Вениамин Кондратьев.
На сегодняшний день среди крупнейших экспортеров российского зерна половина — это компании из недружественных стран. Главы регионов указывают, что продовольственная безопасность государства сегодня серьезно зависит от иностранцев, в том числе владеющих инфраструктурой. И "отменить" российское зерно не получится – слишком велика его роль в мире. России не впервой отстаивать свой суверенитет, на этот раз продовольственный.