Президент отметил, что сложившаяся в мире ситуация подталкивает Россию к внутреннему развитию по многим направлениям.
"Преобразовали почти все это пространство?" – удивился, осматривая территорию "Сириуса", Путин.
"Все – точно нет, но что делать, мы знаем, комплексы под лаборатории переделываются", – пояснила главе российского государства Елена Шмелева.
То, что еще несколько лет назад начиналось как школа для одаренных детей, теперь показывают президенту как один из самых современных НИИ страны. "Сириус" осваивает наследие Олимпийских объектов, создавая десятки новых лабораторий. В одной из них генетики занимаются сразу и медициной, и сельским хозяйством.
"Уже сейчас открылась программа генетики и биотехнологии растения. И этот проект поддерживается компанией "Фосагро", которая вложилась в строительство данных лабораторий", – рассказывает экскурсовод по "Сириусу" Путину.
Собственное производство препаратов – это чаще всего воссоздание по молекуле-образцу. Саму молекулу могут выделить немногие институты мира. Теперь среди них – и "Сириус".
"Наша "спутниковая" вакцина ничем не уступает аналогам западных – Moderna и других вариантов мРНК", – продолжается экскурсия по центру для президента.
"Наша лучше", – замечает Путин.
"Лучше! Точно лучше", – заверили его тут же.
Конгресс молодых ученых завершает первый год Десятилетия науки и технологий, которое в итоге должно дать стране не только технологический суверенитет, но и вернуть на ведущие роли во многих отраслях.
"Хотел бы выступить с предложением о необходимости формирования инженерных групп для ремонта и технического обслуживания обширного парка научных приборов", – обратился к президенту Илья Ларин.
"К сожалению, зависимость от иностранной приборной базы, у нас очень большая. По некоторым направлениям – о 90%. И в сегодняшних условиях это особенно остро ощущается. Без приборной базы работать невозможно, но ясно также и то, что нужно было в конце концов когда-то начать интенсивно развивать свою приборную базу. А так как за нефте- и газодоллары можно закупать все, что угодно, от гвоздей до бриллиантов, только своего никогда ничего не будешь производить", – понимает обращение молодого ученого Владимир Путин.
В условиях мирового переустройства, изменившейся логистики решать задачи будет, конечно, сложнее. И все же новые регионы, говорит президент, должны развиваться наравне со всей страной.
"Актуальная задача – это, конечно, интегрирование новых территорий России в научную среду, в образовательную среду. Ясно, что здесь, прежде всего, людям, которые пришли и проголосовали, нужно, что называется, врасти в российскую действительность. России нужно, прежде всего, там закрепиться основательно. Но это закрепление означает не только решение вопросов военно-политического характера, это означает работу на этих территориях с людьми так, чтобы люди почувствовали преимущество от вхождения в Россию, – обратился к участникам конгресса молодых ученых глава российского государства. – Мне один из руководителей новых территорий рассказывал, как на одной из них в очередь стоят семьи с детьми на медицинское профилактическое обследование, которого не было наверно никогда на этих территориях. При всех сложностях, при всем трагизме происходящих событий – это явно позитивное событие".
Многое для интеграции научной среды уже сделано. К примеру, украинские дипломы местных жителей в России должны признавать. Но тут есть сложности – из Донецка президента просят доработать закон.
"Все дипломы, выданные в период с 1991 года по 2000-й, не признаются в России и подлежат процедуре нострификации. Можно ли упростить данную процедуру для граждан республики, имеющих такие дипломы, выданные в обозначенный период?" – интересуется Александра Залавская.
"Мне кажется, что уже было принято недавно решение, что все документы об образовании в ЛНР, ДНР, на других территориях, вошедших в состав России, они признаются у нас. Если там есть то, о чем вы сказали, с 1991-го по 2000-й год, это исключение. Я пометил. Просто, честно говоря, для меня это неожиданно, поскольку я считал, что достаточно решений, которые были уже приняты. Если их недостаточно, мы поправим это. Но нужно, чтобы люди нормально жили, чтобы у них не возникало проблем в связи с тем, что они пришли и проголосовали за то, чтобы войти в состав Российской Федерации", – отметил Путин.
На восстановление научной инфраструктуры четырех регионов, которой никто на Украине не занимался 30 лет, понадобится время и десятки миллиардов рублей.
"Аспект, связанный с Херсоном, – задает новое направление для обсуждения Путин. – Там четыре вуза было. Они переехали с правого берега на левый, там Геническ и еще какой-то город есть. И мы обязательно должны сделать все для того, чтобы люди, студенты продолжали образование. И многие из них продолжают в очно-заочной форме сейчас. Нужно создать для них условия соответствующие. Это, конечно, будет сделано сейчас, также как для профессорско-преподавательского состава этих вузов. Обязательно этим будем заниматься. Что касается демобилизации студентов, аспирантов и тех, кто в магистратуре учится, то на сегодня, 1 декабря, она должна по плану закончиться. Надеюсь, что так оно и есть".
Вместе со студентами и аспирантами из новых регионов страны на этот Конгресс съехались почти четыре тысячи участников.
С тех пор, как ванну Архимеда на переднем крае исследований сменила неопределенность Гейзенберга, наука стала труднее. Сегодня даже фермеры не могут обойтись без ядерной физики. Например, Курчатовский институт генетически редактирует дрожжи, чтобы помочь будущему урожаю. В этих условиях добиться эпохальных прорывов внутри одной страны невозможно. На Конгресс молодых ученых приехали гости из сорока государств.
"Здесь прекрасная атмосфера! Никто не является единоличным обладателем знаний, все делятся своими идеями. Именно так здесь и происходит. Вы видите представителей из разных стран, объединяющихся вместе и делящихся своими идеями. Это прекрасно, что такие вещи делают открытыми и доступными, без ограничений", – подчеркивает студент Сулейман Мамман.
Попытки создать искусственные границы для передачи знаний и технологии в такой среде невозможны, уверены здесь. Тем более, если речь идет о России – одной из ведущих научных школ мира.
"Мы не одна страна, – подчеркивает директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. – Мы великая цивилизация. А с другой великой цивилизацией и с третьей – Китаем и Индией, да еще с Ираном – с персами, или с Османской империей, это уже не цивилизация, это вся цивилизация! Вот и весь ответ. Им можно только посочувствовать, поверьте мне! Надо создавать правильную атмосферу, формировать свою патриотически настроенную элиту, интеллектуально глубокую".
Эколог Федорова из Луганска просит поддержать грантами молодые таланты Донбасса.
"Можно ли включить вузы, которые находятся на новых территориях России, в программу с грантовой поддержкой?" – спрашивает Валерия Федорова.
"Я думаю, что для всех здесь присутствующих становится понятно, почему мы поддерживали и, в конце концов, пошли на признание и принятие в состав РФ Донецкой, Луганской и потом еще двух территорий. Вот посмотреть, если на молодых девушек, чем они, чем вот Федорова, проживающая в Луганской республике, отличается от таких же Федоровых где-нибудь в Новосибирске, в Петербурге или в Москве? Ничем. Ничем. Это наши люди. И поэтому, конечно, мы должны сделать все для того, чтобы их поддержать. В том числе, в том числе и науку с помощью грантовой поддержки. Конечно, мы примем такое решение", – пообещал глава российского государства.
К ситуации в зоне проведения СВО разговор возвращался постоянно. С гуманитарного фланга предлагают помощь защитникам страны.
"Сейчас, в период после пандемии, в период проведения СВО крайне важно, чтобы профессиональные специалисты, психологи занимались такими проблемами, как посттравматическое стрессовое расстройство у военнослужащих, оказывали квалифицированную психологическую помощь, их женам, членам их семей. Поэтому я предлагаю начать такую системную работу по привлечению квалифицированных психологов, специалистов к решению этих задач", – предлагает Артем Ковалев.
"Нужно признать, что у нас эти службы востребованы, но не развиваются нужным образом, – признал Путин. – И происходит это из-за того, что государство на всех уровнях, и даже на муниципальном, потом на государственном региональном и федеральном, должного внимания, к сожалению, пока этому не уделяет. Напрасно. Особенно сегодня, вы правы. Сегодня это тем более востребовано. Я знаете, что подумал, я попрошу председателя правительства на координационной комиссии, которую мы создали недавно для решения определенных известных задач, рассмотреть и этот вопрос".
Разговор с учеными получился встречей прямого действия. Прямо за столом президент просит сотрудников Росатома изложить конкретные предложения на бумаге. Следом с Ямала биологи жалуются, что редких рыб – нельму и муксуна – страна может вскоре потерять, если не наладить работу по восстановлению популяции.
"Это, конечно, очень специальный вопрос. Мне трудно определить, как там нужно мальков выпускать – весом 0,5 грамма или 1,5 грамма. Здесь нужно специальная подготовка, знания и так далее. У меня есть предложение. Вы напишите поручение Илье Васильевичу Шестакову так, как вы его видите, проработать то-то и то-то, а я его подпишу", – предложил президент одному из участников встречи.
"Понял. Спасибо большое", – тут же последовал ответ.
На Камчатке давно не обновляли систему сейсмомониторинга.
"Мои отношения с Японией через борьбу дзюдо идут, – признался президент. – Но тем не менее, в Японии, по-моему, несколько тысяч, чуть ли не три тысячи таких станций, а у нас где-то, по-моему, 350?"
"На всю страну три сотни", – подсказали главе российского государства.
"Да, 300 с лишним, – продолжил Путин. – На Камчатке 80 с лишним в вас, по-моему, да? Камчатка и Сахалин, конечно, требуют особого внимания. Мы в разные годы этим начинали заниматься. Потом, когда землетрясения заканчиваются, так или иначе восстанавливается то, что осталось после землетрясения, и потом опять все забывается. Договорились, я обязательно поручу и с компаниями поработать, и правительство попрошу тоже вернуться к этой теме еще раз и уделить необходимое внимание".
Наращивать научный потенциал стране придется под огромным давлением санкций, которые, к слову, стали вводить задолго до начала СВО. С другой стороны, любой кризис – это еще и возможности.
"Кто-то уходит, кто-то пытается остаться, а кто-то пытается прийти на место уходящих. Кто-то уходит за 1 доллар, передавая менеджменту многомиллионное имущество, явно в надежде вернуться, заключив сейфовые соглашения. Мы все видим, все что происходит", – заверил руководитель российского государства.
И все же международная политика тут явно на вторых ролях: Сочинский конгресс – не достижений или техники, а ученых, умов, с которыми у страны со времен Ломоносова проблем нет.