Триллер "Вышка". Почему он так популярен

Lionsgate, Global Film
Если вы боитесь высоты, то этот фильм вызовет у вас приступ головокружения. Интересно, что при всем этом он вам обязательно понравится. Даже если вы будете смотреть его дома. Триллер "Вышка" неплохо отработал в широком прокате, а сейчас продолжает привлекать пользователей онлайн-кинотеатров. Почему? В деталях рассказываем в нашем материале.

"Вышка" – яркий пример недорогого в производстве, но яркого клаустрофобного триллера. В центре сюжета – история подруг Бэкки и Хантер. Все начинается с того, что во время очередного восхождения друзей-экстремалов муж Бэкки срывается со скалы вниз – и погибает. Спустя год девушка так и не может прийти в себя. Хантер, решив расшевелить раскисшую Бэкки, предлагает ей взобраться на заброшенную телевизионную вышку, высотой чуть больше 600 метров. Там, по словам Хантер, Бэкки могла бы поставить точку в этой истории и развеять прах погибшего мужа по ветру, ведь клин клином вышибает. Добравшись до места и потихоньку взобравшись на вышку, подруги поняли, что слезать будет гораздо сложнее (или даже невозможно).

Сюжет, приближенный к реальности

"Вышка" рассказывает универсальную историю. Экстремалов хватает в любой стране мира – в России, США, ЮАР. Высоты тоже боятся очень многие, а потому себя с героинями фильма сравнивают абсолютно все зрители. Вот полезли девушки на вершину вышки. Пока лезли, от ржавой конструкции то и дело отваливались всякие детали (ну, а чего еще было ожидать от 600-метровой железяки, которую вот-вот должны снести?). Все бы ничего, но никто из девушек и не подумал, как потом спускаться. И когда все красивые фотографии были сделаны и пришло осознание надвигающейся катастрофы, экстремалки поняли, что сделали глупость. Таких вот глупостей – простых и вполне себе человеческих – в "Вышке" оказалось много.

В своих отзывах зрители пишут, что вряд ли бы совершили подобные ошибки, но на самом деле подавляющее большинство обывателей столкнулись бы с тем же самым. Смотря фильм в кинотеатре и вжимаясь в кресло, мы цедим сквозь зубы "Дура, что ты творишь!", но решив совершить такую же глупость, получаем в результате ровно то же самое. Именно поэтому "Вышка" так успешно отработала прокат: по умолчанию зрители олицетворяют себя с героями, примеряют на себя ситуацию, но затем, когда на экран начинают медленно выползать финальные титры, никто не признается, что логика в столь острых ситуациях отключается.

Больше реалистичности, меньше павильонов: как все получилось

Режиссером и одним из авторов сценария "Вышки" выступил Скотт Манн, ранее снявший экшен "Финальный отсчет". Собственно, во время работы над этим фильмом и родилась идея "Вышки". В интервью изданию Radio Times Манн рассказал, что первоначально триллер должен был стать короткометражной лентой, но в итоге получил полный метр и сравнительно неплохой бюджет (чуть больше 2 млн долларов). Когда в 2017-м Манн и его коллега снимали "Финальный отсчет", часть сцен пришлась на самые высокие точки футбольного стадиона. От видов вокруг с такой высоты начала кружиться голова. В разговоре о страхе высоты и возможном падении появилось желание рассказать об этом историю.

Для начала Скотту Манну пришлось поездить по стране, чтобы отыскать подходящие локации для съемок. Чтобы не работать в студийных павильонах и не тратить весь бюджет на компьютерную графику, было принято решение построить декорации на вершине горы. С точки зрения визуального ряда это ноу-хау позволило создать ощущение, что актрисы в кадре, действительно, взобрались на невероятную высоту.

Скотт Манн в интервью изданию Radio Times:

"Найти правильное место стало нетривиальной задачей. Процесс получился довольно утомительным. Мы объездили всю Калифорнию (все происходило во время пандемии коронавируса). Мы просто ехали, ехали и ехали, пытаясь добраться до нужных точек. Нам нужно было отыскать правильную гору с правильной вершиной и правильным солнечным светом".

В конце концов, то самое место было найдено (вы не поверите) при помощи известного картографического сервиса. Подрядчик (компания, занимающаяся производством аналогичных вышек различного назначения) создал для кинематографистов несколько металлических секций, которые в кадре периодически меняли (ведь девушки то лезли наверх, то пытались спуститься). CGI впоследствии, конечно, применялся, но в гораздо меньшем объеме. С помощью специалистов по визуальным эффектам замазали все лишнее, ну и добавили некоторые детали. На глаз определить невозможно, что было в итоге нарисовано, а что было построено в реальности.

Проблемы на съемках

В одном из интервью режиссера Скотт Манн признался, что работать над фильмом "Вышка" было сложно. По его словам, команде пришлось столкнуться с испытаниями "библейского масштаба". Так как снимали не в павильонах студии, а на природе, сложность представлял даже банальный дождь (не говоря уже о грозах). Режиссер даже сравнил работу над картиной с очередной серией реалити-шоу про выживание с Беаром Гриллсом. В пример он привел забавный случай с нашествием летающих муравьев. Так как вышка, собранная для съемок, состояла из многочисленных металлических труб, после очередного дождя эти насекомые, повылезав из своих укрытий, осели внутри конструкции. В течение нескольких часов это несметное полчище муравьев мешало съемкам, затем ненадолго скрывалось в трубах – и вновь вылезало оттуда, когда кто-то лез наверх. Проблема решилась при помощи мощной воздуходувки, которую поочередно направляли в трубы, чтобы заставить муравьев покинуть вновь обретенное укрытие.

Что пришлось делать актрисам, чтобы в кадре все было натурально

"Вышка" – это бенефис двух молодых актрис: Грэйс Фултон и Вирджинии Гарднер. Причем, для первой из девушек роль в этом фильме стала первой главной в карьере. Сниматься пришлось в максимально жестких условиях. Площадку соорудили посреди пустыни, на горе, высота которой как раз практически 600 метров. Климат там оказался гораздо сложнее, чем предполагалось до начала работы. Жара сменялась сильным ветром, а затем и дождем, а мелкие насекомые постоянно попадали в лицо. Особенно изнуряющим было весь день проводить подвешенными к страховочным тросам.

Грэйс Фултон в интервью ComingSoon.net:

"Вы потеете, боретесь весь день с обезвоживанием, весь день проводите на солнце и жаре. Там безумно сильный и горячий ветер, который мотает тебя из стороны в сторону, поэтому ты устаешь даже от того, что весь день тебя этот самый ветер сдувает то туда, то сюда. Иногда нам даже приходилось экстренно спускаться с башни из-за ветра, так как нас и конструкцию могло легко сдуть. Ни я, ни Джинни так и не осознали, во что мы тогда ввязались".

А еще на съемках использовали настоящих стервятников. Да, эти птички, которые в какой-то момент появляются на горизонте в фильме, оказались вполне себе живыми.

В чем смысл фильма?

Режиссер Скотт Манн в интервью журналу SciFiNow рассказал, что изначальной целью фильма было создать такое пространство, куда зрители отправятся вместе с главными героинями. Сначала они поднимаются вместе с девушками на эту крохотную площадку на вершине вышки – ступенька за ступенькой, а потом, опять же, вместе с девушками, оказываются в западне. По словам Манна, своим фильмом он хотел показать, насколько короткой может быть наша жизнь.

Скотт Манн в интервью SciFiNow:

"Мне кажется, что главная мысль фильма заключается в том, что жизнь коротка, и что ее нужно жить. Я никому не рекомендую взбираться на башню высотой 600 метров, но думаю, что всем нам нужно напоминание о том, насколько скоротечным может быть отведенное нам время. Так проживайте каждый день на полную катушку. За последние несколько лет у нас, как у человечества, были трудности, и мы определенно должны извлечь из этого максимальную пользу. Но глупостей делать не нужно, это точно не принесет ничего хорошего".

Критики одобряют!

Критики и зрители на агрегаторе Rotten Tomatoes выставили "Вышке" одинаковые оценки: 79%. Причем, 107 критиков поставили фильму высокий балл и лишь 29 человек решили, что все получилось донельзя плохо. Ругают "Вышку" в основном за отсутствие логики у главных героинь, за отсутствие логики в самой истории (например, за современный мобильный телефон, проработавший без подзарядки несколько суток, или за незаряженную батарею квадрокоптера, который вполне мог бы сократить количество мучений бедных экстремалок). Но зато всех до единого впечатлила визуальная составляющая. Фильм, для достижения максимального эффекта погружения, снимался на специальные камеры IMAX, что и позволило его автором буквально раздвинуть границы киношной реальности и переместить зрителей внутрь истории.

Следите за новостями кино и индустрии в "Киноблоге" платформы "Смотрим": трейлеры и подборки, топ фильмов и сериалов, эксклюзивы и бэкстейджи.