Тема:

Обмен санкциями 1 час назад

Европа на саммите в Праге ступила на тонкий энергетический лед

Главы государств Европы и соседних регионов съехались 6 октября в Прагу. Там открылся первый саммит новой неформальной организации – Европейского политического сообщества. Одна из главных тем встречи – как выстраивать отношения с Москвой. Зачем европейцам потребовалось создавать новый блок, и получится ли у собравшихся в Праге преодолеть многочисленные противоречия, из-за которых саммит уже покинул эмир Катара?

Двухдневный саммит ЕС в столице Чехии, которая сейчас в нем председательствует, газета Die Welt назвала "мега-встречей европейцев против Путина". В Праге сегодня обкатывают новый формат Европейского политического сообщества. Кроме 27 стран Евросоюза, в нем участвуют еще 17 ближних и дальних соседей. Кому-то, как Швейцарии, Лихтенштейну или Норвегии и без Брюсселя хорошо, а кому-то прямо не терпится. Собственно, для них – Молдавии, Грузии, но, в первую очередь, для Украины, – президент Франции Эммануэль Макрон и родил идею ЕПС: вроде бы и с Европой, но без обязательств – ради группового фото и парочки заявлений в общем духе.

"Если вы просто посмотрите на состав участников, вы поймете важность. Это весь европейский континент здесь, за исключением двух стран – Белоруссии и России. И это показывает, насколько изолированы эти две страны", – убеждает себя и других премьер Бельгии Де Кроо.

Такое комментировать – только время тратить. Если коротко – господину Де Кроо и его коллегам по ЕС поздно учить географию, да и вообще что-либо еще. Не наученный опытом семи пакетов антироссийских санкций, Евросоюз наштамповал восьмой: под запретом импорт российской продукции из стали, техники, ряда химикатов и драгметаллов; эмабрго введено на поставки в Россию электронных компонентов, которые могут быть использованы в ВПК и в авиационной отрасли, запрет на оказание услуг в сфере финансов, юриспруденции и IT-технологий и еще кое-что по мелочи. Лидер страны, где инфляция уверенно подбирается к 30 процентам, довольна.

Позитивно оцениваю то, что мы вместе подготовили восьмой пакет [санкций]. Мы сохраняем единство. В последнее время говорят, что оно слабеет, но это не так. Конечно, в нашем инструментарии остается все меньше и меньше инструментов, но нужно оказывать политическое давление на Россию", – с упорством, достойным лучшего применения, заявляет премьер Эстонии Кая Каллас.

Гвоздем программы восьмого пакета санкций, как ожидается, станет запрет для европейских компаний зарабатывать на транспортировке российской нефти, а затем и нефтепродуктов морским путем – танкеры, лоцманы, страхование, если их цена превышает некий потолок: предварительно 30-процентного дисконта от актуальной цены марки Brent. Это что-то около 60 долларов за баррель, чтобы был интерес продавать, но не хватало на финансирование оборонки.

И вот тут что-то пошло не так: угрозы Москвы насчет того, что есть потолок – нет нефти, оперативно трансформировались в решение главных экспортеров из ОПЕК+ сократить добычу. Причем не на один миллион баррелей в сутки, что соответствовало бы текущему уровню нефтеизвлечения, а сразу на два миллиона баррелей. Это уже обеспечивает не только поддержание хорошей цены, а ее умеренный рост даже на фоне рецессии. Много, кто ездил в Саудовскую Аравию с просьбой увеличить добычу – и президент США, и канцлер Германии, – увидели только средний палец, как выражается газета Die Zeit.

"В конфликте между Западом и Россией Саудовская Аравия занимается сотрудничеством с Владимиром Путиным. Вряд ли можно как-то иначе интерпретировать последнее решение так называемого ОПЕК+. В контексте нефтяного рынка это резкое снижение, которое тем более непонятно, поскольку цена на нефть по-прежнему находится на исторически высоком уровне в почти 100 долларов. После объявления цены продолжат расти. Потребители в Германии, как и во всем мире, почувствуют эффект на заправочных станциях", – предрекает немецкое издание.

Вводя потолок цен на российскую нефть, Евросоюз делает шаг на лед, который может оказаться заметно тоньше ожиданий. И если послушать канцлера Германии, ЕС близок к тому, чтобы встать на него обеими ногами.

"Разумеется, мы будем обсуждать вопрос о том, как обеспечить безопасность энергопоставок для всех стран, и как существенно снизить цены. Это мы будем обсуждать сегодня и завтра в различных форматах. Мы будем обсуждать, как понизить слишком возросшие цены на газ на мировом рынке. Это касается не только Европы, но и наших друзей, к примеру, в Японии и Корее, и многих других, кто покупает газ. Необходимо сбалансировать спрос и предложение и радикально понизить цены", – заявляет при этом канцлер Германии Олаф Шольц.

Рыночных механизмов, ради которых они в свое время обрушили систему долгосрочных контрактов с "Газпромом", способных радикально снизить цену для потребителей и промышленности, не существует. Они пытаются придумать новый бенчмарк – набор искусственных ориентиров для ценообразования, но все это лежит вне баланса спроса и предложения. Единственный вариант – это снижение потребления через деиндустриализацию. Причем, от коллег по Евросоюзу не укрылось стремление Германии обеспечить снижение потребления за счет соседей. Не у всех же есть возможность взять и занять 200 миллиардов евро.

"Сегодня очень часто говорится об эгоизме Германии. Выразительно видно, что не может быть так, чтобы энергетическая политика Европейского союза была реализована под диктовку Германии. Мы хорошо помним, как немецкое государство поучало других в период COVID или ранее в период финансового кризиса. Сегодня это самое государство, используя мощную силу своей экономики, своего капитала, хочет выделить огромные средства, а конкретно 200 миллиардов евро, на помощь только для своей промышленности", – возмущается польский премьер-министр Матеуш Моравецкий.

И ведь за действиями немцев ревниво следят не только такие пристрастные наблюдатели, как поляки. Совсем не случайно раскачанную ими тему репараций за Вторую Мировую войну, которые якобы причитаются с Германии, активно поддержала Греция.

"Для греческого правительства и греческого общества этот вопрос остается открытым, и его решение, которое в первую очередь является вопросом принципа, я думаю, будет выгодно для всех вовлеченных стран и ЕС в целом", – заявили Афины.

Германии встречным образом намекают, что именно она должна нести основное финансовое бремя кризиса. И вообще идея "мега-саммита против Путина", разумеется, где-то внутри, в кулуарах, грозит вылиться в мега-междоусобицу, ведь в очень сложное время там собрались отнюдь не единомышленники: Турция и Греция, Армения и Азербайджан, Украина и та же Венгрия, Сербия и Косово. Кстати, у сербов большие претензии еще и к хорватам, из-за которых они вообще без нефти остаются.

"ЕС еще раз доказал, что является клубом стран, у которых стояли дивизии под Сталинградом, и единственная последовательность его политики — месть свободным народам. По инициативе закомплексованной Хорватии Сербии запрещают ввозить российскую нефть через Адриатический нефтепровод, а Болгарии не запрещают", – подчеркивает сербский глава МВД Александар Вулин.

Признаки серьезных противоречий обнаруживаются и там, где, казалось бы, отношения самые высокие. Издание Bloomberg пишет о том, что франко-германское ядро Евросоюза трещит по швам. В Берлине рассматривают возможность запрета на экспорт электроэнергии, которая необходима французам – у них половина АЭС стоит в ремонте. А Париж закрывает свою территорию для строительства газопровода от каталонских терминалов СПГ в Германию. Вот об этом надо говорить и тут что-то срочно решать. А что слышат люди, которые включают по вечерам телевизор? Пока включают.

"Европа должна иметь стратегию возобновляемых источников энергии и стратегию ядерной энергетики, которые будет развивать. Хотим ли мы стать крупными экспортерами газа за рубеж? Нет, наша стратегия – перейти на водородную энергетику", – ставит новые задачи Эммануэль Макрон.

По словам Макрона, у Еврокомиссии есть некий план действий, который приведет к снижению стоимости газа. Частично он состоит в том, что Норвегию в очередной раз попытаются уговорить снизить цену, частично в том, что планируют разгонять инфляцию через вбрасывание в экономику сотен миллиардов евро под веселые звуки джаза. Во Франции выпустили социальную рекламу в рамках программы энергетической трезвости.

Слоган рекламного ролика программы энергетической трезвости –"Опускаю, выключаю, переключаю".

Ролик очень успокаивающий: не нужна такая температура в посудомоечной машине, не нужны такие обороты в стиральной, и термостат в комнате можно установить на меньшее значение. И все, ничего сложного: опускать, выключать, переключать. Забыли упомянуть, что в любом случае придется платить в разы больше, чем раньше. Но тогда бы это была не реклама.

Восьмой пакет санкций лидеры ЕС будут обсуждать завтра, 7 октября, и наверняка примут, потому что все согласовано, причем с Вашингтоном. США обещали помочь с топливом, если что. Правда, после решения ОПЕК+ о снижении добычи, ввели запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов. Так что европейцам придется как-то самим крутиться, потому что передумать они не могут. Они же не американцы!

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.