Этим летом поклонники анимации выдвинули нового культового персонажа поистине мирового масштаба. Видео-исходник, вирусные видео второй и третьей итерации (повторы какой-либо операции), миллионы просмотров, тысячи комментариев, обзоры на популярных анимационных каналах и даже новости официальных СМИ – все говорят, пишут, снимают и показывают доктора Ливси из советского мультфильма "Остров сокровищ". Началось все с короткого видео, где Ливси бодро шагает, улыбаясь своей неповторимой улыбкой, и на следующее утро он проснулся знаменитым.
Это событие потрясает воображение. Но гораздо интереснее другое. Полтора года назад, предвосхищая события Александр Коручеков начал репетировать с актерами РАМТа рок-балладу "Остров сокровищ", премьерами которой открылся 102-й сезон театра. Настоящий режиссер-провидец.
Сюжет не нов и известен в первую очередь по одноименному приключенческому роману шотландского писателя Роберта Стивенсона, а, во-вторых, по тому самому советскому мультфильму. А вообще "Остров сокровищ" пережил 21 экранизацию, три аудиопостановки, одну компьютерную игру. Театральные постановки никто даже не брался считать.
Тем не менее напомню, как в XVII веке в английский трактир, сыном владельцев которого был Джим Хокинс постояльцем пришел странный и мрачноватый моряк Билли Бонс. С этого мгновения в жизнь Джима ворвались приключения, неприятности, надежда, счастье узнавания и горечь потерь. Но первым делом карта, на которой отмечено, где зарыт клад знаменитого пирата капитана Флинта. Вместе с доктором Ливси и сквайром Трелони на фрегате капитана Смоллетта Джим отправляется на поиски сокровищ.
И, конечно, самого себя. В пьесе Евгения Шварца фея-крестная говорит Золушке: "Познать самое себя ты сможешь на балу". И она совершенно права: в мгновения наивысшей концентрации эмоциональных потрясений человек не только взрослеет, но и раскрывается в полной мере, проявляя качества, которые в обычной ситуации он захотел (и сумел бы) скрыть. В такие моменты обнажается суть каждой личности.
И этот ракурс романа очень точно подметил и раскрыл Александр Коручеков. Всех своих персонажей он подводит к критической точке и каждый делает свой выбор, сообразуясь со своим воспитанием, своими понятиями о чести, достоинстве, верности, любви и дружбе. Никакой дидактики, нравоучений – сплошной авантюризм и бесконечные возможности.
2,5 часа на пределе нерва сыграть идеально (а именно так и работают все артисты без исключения) крайне непросто, еще сложнее держать в этом состоянии зрителя. Особенно молодого зрителя, которому в первую очередь предназначена постановка.
Коручеков тактично помогает и тем и другим. Сейчас скажу странное: не буду называть фамилии занятых в спектакле артистов (за исключением одного, но позже). Придется перечислять всех, потому что каждый внес что-то свое, отчего случилось настоящее целое.
"Остров сокровищ" тот спектакль, где хочется обязательно с благодарностью упомянуть "бойцов невидимого фронта".
Тех, благодаря кому ветер рвал паруса, вокруг шхуны летали чайки, а постановочные бои выглядели между пиратами и силами добра выглядели более чем реалистично. Кто придумал потрясающие грим и костюмы и подарил нам попугая Флинта, появления которого я ждала с неподдельным интересом и – не разочаровалась.
Отдельное благодарности заслуживает идея в одном спектакле соединить рэп и великий гимн непобедимости шотландского духа "Вересковый мед" (балладу, написанную тем же Стивенсоном). И тех, благодаря кому мы, наконец, узнали, наконец, какого размера была настоящая карта сокровищ.
Настало время упомянуть единственного героя. Это, конечно же доктор Ливси. Хочется верить, что в исполнении Дениса Баландина он покорит планету с той же легкостью, что и прежний анимационный.
Как и весь спектакль Александра Коручекова "Остров сокровищ", Баландин этого достоин.