В понедельник кровавый теракт унес жизни двух сотрудников посольства России в Кабуле. Также погибли и получили ранения граждане Афганистана, пришедшие оформлять российские визы. Ответственность за теракт взяла на себя группировка ИГИЛ (запрещена в РФ). Террорист-смертник привел в действие мощную взрывчатку как раз в тот момент, когда российский дипломат и сотрудник Службы безопасности вышли к ожидавшим в очереди афганцам.
Совет Безопасности ООН в своем заявлении решительно осудил теракт в Кабуле. В четверг о ходе расследования рассказала официальный представитель МИД России Мария Захарова: "Совместно с афганскими властями ведется расследование произошедшего теракта. По имеющимся данным, совершившей его террористической группировке ИГИЛ могли содействовать представители спецслужб третьих стран. Не удивлены, что есть желающие подорвать многолетнюю российско-афганскую дружбу, спровоцировать наши стороны сделать это таким образом. Как бы ни старались эти недоброжелатели, провокации не скажутся на нашем конструктивном диалоге с Кабулом".
В Москве, в концертном зале "Измайлово", – встреча ветеранов афганцев. Особая каста. Случайных здесь не бывает. И редко в это братство включают новые имена.
Посольство Российской Федерации в Афганистане – это крепость на территории Кабула. Самая совершенная система безопасности. За этой дверью – Россия. А за периметром – Кабул. Какофония звуков и ароматов. Достаточно выйти за ворота посольства – и город поглощает тебя, заполняет все твое сознание. Ты слышишь каждую ноту, каждый вздох, как будто это твой собственный организм. Малейшее напряжение в толпе сразу пульсирует в висках. Здесь опасно.
В будние дни у российского посольства всегда много народу. Приходят за помощью и советом: как оформить визу, как попасть в Россию на учебу, на работу. На территорию афганцев не пропускают. Правила безопасности. Дипломаты сами выходят к людям. В понедельник утром второй секретарь посольства Михаил Шах в сопровождении офицера погранслужбы Адыгжы Кажугета вышли из ворот, чтобы забрать документы у желающих поехать в Россию.
Пятиметровый бетонный забор, колючая проволока, системы охраны, камеры через каждые 10 метров. Вы думаете, что этого достаточно? Нет. Это – Афганистан.
Несколько сот метров и несколько минут отделяли сотрудников посольства от смерти. Дождавшись, когда наши подойдут к толпе, террорист-смертник нажал на кнопку взрывного устройство. Человек-бомба был заряжен под завязку. Жертвами взрыва стали порядка 25 человек. Михаил Шах скончался на месте. Адыгжы Кажугет умер по дороге в больницу от полученных ранений. В тот день работа на Смоленской площади в Москве началась с минуты молчания.
Михаил Шах – особая фигура в посольстве России. Он, как сталкер Стругацких, был проводником и связующим звеном между диппредставительством и нынешним афганским руководством. 57 лет. Родился в Афганистане в семье афганского дипломата и русской учительницы. Отец звал мальчика Махмуд, а мама – Миша. В детстве выучил несколько языков. Говорил на русском, пушту, дари, хазарийском, арабском, узбекском. Преподавал в МГИМО. Потом поменял спокойную жизнь на беспокойный Афганистан, где даже посол России вынужден ходить в бронежилете.
"Михаил хотел быть нужным. И был таким очень нужным, востребованным профессионалом. Жил, работал и любил дело, которому он был предан. В коллективе его уважительно, как-то по домашнему называли "дядя Миша". Большая и невосполнимая потеря", – сказал Дмитрий Жирнов – постоянный и полномочный посол Российской Федерации в Афганистане.
Не видел, чтобы Михаил молился. Но каждый раз в час намаза он неожиданно для всех без объяснений исчезал на несколько минут. Вера, она в душе, она не напоказ. В остальном открытый человек, со светом в глазах, с постоянной улыбкой для всех: от министра до простого торговца.
"Того, кто это сделал, Бог его накажет, потому что здесь все невинные люди. Все добрые, которых я знал. И МИД России, и всем здесь работникам посольства, которые здесь работают, и всем гражданам России, сочувствую. Мои соболезнования всем", – говорит местный владелец магазина.
Без Михаила Шаха работа нашей съемочной группы в Афганистане была бы бестолковой. Перед дядей Мишей открывались все двери. Именно он организовал нашу встречу с отделом по борьбе с наркотиками местного МВД, он помог нам попасть в самую секретную тюрьму талибов и сделать репортаж о спецназе Бадри-313. Один из командиров тогда впервые открыто рассказал, как американцы помогали террористам из ИГИЛ.
"В провинций Нангархар, логове ИГИЛ, мы окружили их крупную группировку. И когда уже стало понятно, что им никуда не деться, неожиданно появились американские вертолеты и спецназ, эвакуировали из окружения лидеров террористов. Я говорю мам правду, могу поклясться на Коране, потому что я видел это собственными глазами", – рассказал Малави Мохаммад Салем Саад – командир батальона "Бадри-313".
Во всех без исключения выездах за территорию посольства нас сопровождала охрана. Офицеры спецподразделений. Они старались не попадать в объектив. Внутри посольства нашу безопасность обеспечивали они же. Адыгжы Кажугет был одним из них.
"Первая строчка известной песни "Знаете, каким он парнем был?" Вот это страшное слово "был" в прошедшем времени. Смириться с тем, что наших коллег больше нет, очень тяжело. Адыгжы Кужугету было 33. Год назад ему вручили государственную награду. Как присягал Родине, так же беззаветно ей и служил. Адыгжы был таким высоким, большим, как гора. Таким же крепким и сильным мужиком, на которого можно положиться. Мне врезалась в память его улыбка: простая, открытая, спокойная, добродушная. Она как будто не сходила с его лица. Нам идет много звонков и писем от афганцев со словами соболезнования, очень много. Простые люди спрашивают, как возложить цветы к стенам посольства. Но сейчас по соображениям безопасности, это, к сожалению, сделать нельзя. А когда тела привезли в кабульский аэропорт, афганские сотрудники там по началу даже ничего сказать не могли – к горлу подкатывали слезы. Что тут скажешь? Смерть никогда не приходит вовремя", – отметил Дмитрий Жирнов.
Талибское руководство на теракт у посольства России отреагировало сразу. МИД Афганистана в интервью нашему каналу выразил надежду на то, что случившееся не скажется негативно на отношениях Кабула и Москвы.
"Выражаю соболезнования семьям погибших россиян, народу и правительству Российской Федерации. Россия и Афганистан имеют близкие отношения, основанные на сотрудничестве и, несмотря на это преступное нападение, Исламский Эмират Афганистан и Российская Федерация сохранят близкие отношения. Пользуясь случаем заверяем, что нами приняты особые меры для обеспечения безопасности российского посольства", – заявил Забихулла Муджахид – официальный представитель руководства Афганистана.
Выполнить обещанное талибам будет непросто. Противники нынешней власти, афганское руководство всегда в этом случае указывает на боевиков ИГИЛ, в последнее время сильно активизировались.
"Наши коллеги живут и работают там в таком режиме не годы, а уже десятилетия. Поэтому если так цинично, это немножко штатная ситуация. Угрозы такого рода терактов, честно говоря, два раза в месяц мы получаем", – рассказал Замир Кабулов – специальный представитель президента Российской Федерации по Афганистану.
На вопрос специальному представителю президента России по Афганистану, нет ли в планах МИД заморозить работу нашего посольства в Кабуле и эвакуировать сотрудников, ответ прозвучал однозначный: "Даже мысли такой не возникало. И не предвидится".
Кабул в отличие от большинства других мегаполисов планеты позволяет себе поспать. Этому вечному городу нужен отдых. Слишком многое предстоит пережить его жителям после рассвета. Новый день может принести новое счастье, но, скорее, новые потери. "Как будет угодно Богу", – так здесь всегда говорят.