Что с экономикой в России? Это обсуждали на Восточном экономическом форуме. Во Владивосток съехались 7 тысяч гостей из 68 стран мира. На полях форума подписаны почти 300 соглашений на рекордную сумму 3 триллиона 270 миллионов рублей.
Остров Русский принимает Восточный экономический форум в седьмой раз. Интерес к мероприятию легко измерить, например, с помощью бейджей. В этом году такие аккредитации получили 7 тысяч участников и журналистов. Самая многочисленная иностранная делегация – из Китая.
Темпы роста ведущих азиатских экономик устойчиво превышают общемировые. Россия и Китай будут совместно строить конвейерную систему для импорта российского угля – от терминала в Амурской области до китайского Хэйхэ. Росатом с китайскими партнерами работают над строительством водородного завода на Сахалине. Китайский юань в скором будущем – серьезный соперник доллара в международных расчетах.
"Даже союзники Соединенных Штатов постепенно снижают свои долларовые авуары, это видно по статистике. Постепенно, но и объем расчетов снижается в долларах и накопления снижаются. Здесь отмечу, что "Газпром" и его китайские партнеры приняли решение о переходе на рубль и юань в пропорции 50 на 50 при оплате поставок газа", – сказал Владимир Путин.
Соглашение о расчетах в национальных валютах подписали главы "Газпрома" и CNPC. Речь – о поставках по газопроводу "Сила Сибири". Растет интерес к юаню и у населения. По данным Банка России, россияне в августе приобрели китайской валюты на рекордные 39 миллиардов рублей.
Крупнейшее соглашение в истории на полях Восточного форума подписывает "Аэрофлот". "Ростех" до 2030 года поставит авиаперевозчику 339 бортов российского производства. 210 самолетов МС-21, 89 машин Sukhoi Superjet New и 40 Ту-214.
"Наши авиакомпании, включая "Аэрофлот", сформировали крупнейший в современной истории пакет заказов примерно на 500 магистральных самолетов отечественного производства. Такой спрос должен стать мощным стимулом для авиационных заводов и конструкторских бюро. Для многих смежных отраслей, включая электронику и производство авиакомпонентов", – считает Владимир Путин.
В МС-21 предстоит заменить российскими аналогами более 60 импортных систем и агрегатов, в Superjet – порядка 40. Сейчас идет поиск поставщиков, подписываются контракты с отечественными производителями.
С площадки форума президент в режиме видеоконференции запускает в эксплуатацию новые предприятия, расположенные в так называемых ТОРах – территориях опережающего развития. Рыбоконсервный завод "Командор" в поселке Октябрьский на Камчатке способен перерабатывать минтай, сельдь, лосось – свыше 220 тонн продукции в сутки. Построенный на Амурском судостроительном заводе грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паром "Александр Деев" будет курсировать на линии Ванино – Холмск в Сахалинской области. Забайкальский зерновой терминал – первый в мире специализированный железнодорожный терминал и самый крупный в России. Мощность перевалки – 8 миллионов тонн в год.
Несмотря на санкции, грузооборот российских морских портов в этом году практические не изменился – чуть менее полумиллиарда тонн. В дальневосточных гаванях – логистический бум. Многие компании перенаправляют торговые потоки из Европы в Юго-Восточную Азию. Огромная территория и круглогодичные транспортные коридоры – мощное конкурентное преимущество. У России – амбициозные планы по развитию Северного морского пути и железнодорожного "Восточного полигона".
"Перспектива развития, конечно, большая. Особенно в условиях санкций, в которых мы сейчас все находимся, и когда перестраивается вся логистика и мы уходим из Европы. И многие компании сейчас крайне заинтересованы в поставке своих грузов именно на восточную часть России", – уточнил Виталий Савельев, министр транспорта.
Дальний Восток – испытательный полигон для мер господдержки. Льготной ипотекой под 2% уже воспользовались почти 50 тысяч семей. Программу решено продлить. 5 миллиардов рублей ежегодно государство направит на благоустройство малых дальневосточных городов. За последние семь лет объемы промпроизводства на Дальнем Востоке выросли примерно на четверть – здесь действуют особые налоговые и таможенные льготы.
Путин обращается к попавшим под санкции бизнесменам. К тем, у кого за рубежом заморозили счета, недвижимость и яхты: "Лучше бы эти лодки здесь держали, а деньги вкладывали бы не в иностранные активы, а в развитие российской инфраструктуры. Ничего бы не потеряли. Все было бы здесь, на родине. И прибыль бы получали от вложенных денег. Ну, ладно. Это урок для всех. Я говорил об этом и предупреждал. Не потому, что я умнее, а потому, что у меня информации больше".
В конце марта у морского вокзала Владивостока пришвартовалась 142-метровая яхта "Норд" миллиардера Мордашова. Судно сменило флаг Каймановых остовов на российский. Символичный ответ на западные санкции от главы банка ВТБ Андрея Костина. Культовый хит "Наутилуса" на Экономическом форуме заиграл новыми красками.
- Это был экспромт?
- Конечно, – говорит Андрей Костин.
- Это был такой крик души?
- Я петь люблю, Бутусова люблю. Ко мне подошли и сказали: вот он специально для вас эту песню заготовил. Ну, если специально для меня, я выйду поддержу его.
- Мы действительно прощаемся с Америкой или есть шанс?
- С Америкой невозможно проститься, потому что у нас один мир, мы вместе живем на этой планете, нам нужно каким-то образом договариваться. На сегодня политика Соединенных Штатов, к сожалению, приводит к тому, что у нас больше противоречий. Пока все-таки ситуация goodbye.
Современная экономика неотделима от экологии. Вслед за амурским тигром, чью популяцию за 12 лет удалось увеличить вдвое, на Камчатке будут бережно восстанавливать численность белых кречетов. Это самый редкий вид сокола, внесенный в Красную Книгу.
Дальний Восток уникален и богатством природы, и масштабом возможностей. Географически и стратегически именно Россия и есть страна восходящего солнца, уверен президент.
О реакции России на западные санкции и о нашей способности развиваться в таких условиях на Московском финансовом форуме говорил председатель правительства нашей страны Михаил Мишустин. И вот лишь один фрагмент о возможностях бизнеса: "Бизнес отреагировал не так, как задумывали авторы санкций. В основном предприниматели не останавливали, а наоборот, стремились продолжить инвестпрограммы там, где это было возможно. Нам предсказывали глубокую рецессию, но и этого не случилось. Мы успешно отвечаем на возникающие вызовы и, совершенно очевидно, выйдем из текущей ситуации еще более сильными и подготовленными. Сейчас Россия находится в процессе переосмысления своего финансового суверенитета, нам над сформировать такую архитектуру, чтобы решать все необходимые задачи, исключив влияние третьих стран".