Тема:

Москва. Кремль. Путин 4 дня назад

Удар по протянутой руке: история отношений Москвы и стран Балтии


Global Look Press

После получения Латвией, Литвой и Эстонией независимости Россия настроилась на выстраивание взаимоуважительных отношений, и это было очевидно любому наблюдателю.

Вот ряд цитат из старых выступлений Владимира Путина.

"Я твердо убежден, что Россия и Латвия могут – несмотря ни на что – выстраивать отношения, по крайней мере, не хуже, чем у нас развиваются отношения с другими восточноевропейскими или западноевропейскими странами".

"Я когда-то был чемпионом Литвы, открытого чемпионата Литвы по самбо. Поэтому я не понаслышке знаю, как в свое время развивались эти отношения и мне кажется, что очень многое можно восстановить".

Но своей независимости страны Прибалтики стремительно лишились снова, вступив в Евросоюз и НАТО.

"Мы не считаем, что расширение НАТО улучшает чью-то безопасность, – говорил президент России. – Ни тех стран, которые собираются вступать в НАТО, ни самой этой организации. Выйдите на улицу Берлина или Парижа и спросите: вступление в НАТО Эстонии улучшит вашу безопасность или нет? Сомневаюсь, что вы получите утвердительный ответ. Очень сомневаюсь. Я не думаю, что это улучшит безопасность и самой Эстонии".

Спрятавшись под западной крышей, страны Прибалтики начали демонстративно нарушать европейские же правила в отношении собственных жителей.

"Негражданин – это изобретение наших коллег из некоторых прибалтийских государств. Абсолютно никак не вписывающееся не в общемировую политическую систему, не в систему права на пространствах Евросоюза", – так в 2005 году российский лидер комментировал реалии политической жизни Прибалтики.

"Россия не стремится использовать какие-либо рычаги давления на прибалтийские государства и настаивает только на одном: чтобы общеевропейские принципы гуманитарного характера были распространены на русскоязычное население Прибалтики", – говорил он в 2001 году.

Были и дружелюбные сигналы из Кремля.

"Я давно очень не был в Латвии, к сожалению, потому что я очень люблю Латвию, я туда отдыхать ездил. Обстановка была хорошая, очень доброжелательная и погода была хорошая", – вспоминал Путин.

По его словам, "родственников и соседей не выбирают, мы были вместе, и будем вместе жить, и Россия будет стремиться к тому, чтобы жить в мире и в дружбе".

Такой прием – это ведь мощный политический сигнал – Россия обеспокоена, давайте искать компромиссы: "Мы с уважением относимся к мнению тех людей в Прибалтике, которые считают, что с окончанием Второй мировой связана трагедия утраты независимости прибалтийских государств. Уважая мнение самых разных слоев общественности, мы исходим из того, что надо смотреть в будущее, нормализовать все наши отношения, в том числе и по пограничным вопросам. Мы как бы протягиваем руку дружбы, но от нас не зависит, примут ее или нет".

Но по протянутой руке тут же ударили – территориальными претензиями.

Латвия поставила вопрос о передаче ей Пыталовского района Псковской области. "Что вы предлагаете сейчас: начать делить все с начала? Давайте Клайпеду нам тогда. Давайте все делить в Европе. Вы этого хотите? Ведь нет, наверное. Мы призываем латышских политиков прекратить заниматься политической демагогией", – парировал глава российского государства.

А эти слова Владимира Путина, сказанные в 2005 году, особенно запомнились: "От мертвого осла вам уши, а не Пыталовский район".

Дикие кадры – в Прибалтике даже детей используют в съемках роликов о том, что русскому языку тут не место. Как и не место общей памяти об общей Победе. Тому пример – массовые беспорядки в Эстонии из-за сноса Бронзового солдата. Жесткие задержания, избиения, тотальное нарушение право человека на свободу высказывания своего мнения. Российскую критику происходящего в Прибалтике тут же называют проявлениями имперских амбиций.

"В Эстонии после провозглашения там независимости ни один нацистский преступник не понес наказания, – подчеркивал Путин. – В Латвии ежегодно 16 марта с разрешения официальных властей проводят нацистские сходки, посвященные годовщине создания латышского легиона Ваффен СС. Мы видим странную, граничащую с лицемерием, позицию европейских структур по отношению к памятнику Воину-освободителю в Таллине.

Более того, в Прибалтике начинают преследовать ветеранов войны. В 2007 году ветеран Великой Отечественной войны Василий Кононов говорил: "Вступил в бой и сказал, что я никуда не побегу. Я буду бороться и боролся 6 лет".

И он боролся до самой смерти, отстаивая честное имя. Во времена войны он сражался с пособниками фашистов, а не с простыми латышами, как рассказывали новые власти. Но объяснять что-либо в якобы демократической Прибалтике стало просто невозможно из-за преследований журналистов и СМИ.

В 2016 году российских журналистов выслали из Литвы за попытки задавать вопросы тем, кто приехал в Литву размышлять, как лучше расчленить Россию. В паспорта тогда ставят штампы о запрете въезда. Причем для многих россиян такие штампы означали запрет на въезд во всю шенгенскую зону.

Ну а теперь именно Прибалтика бежит впереди всех с требованиями запретить вообще всем россиянам поездки по Европе. Визы – то, чем Евросоюз давно пытался давить на Россию. Даже во времена идеальных отношений Евросоюз только обещал.

"Мы не можем никак договориться по безвизовому режиму. Европа имеет безвиз даже с латиноамериканскими странами. Там что, вопрос криминогенный лучше, чем у нас? Да нет, конечно! Это просто смешно! И я даже не понимаю, чем наши коллеги руководствуются. И вот эти вещи сдерживают развитие отношений с Евросоюзом", – отмечал наш президент в 2012 году.

"Скажу откровенно: в глазах россиян нынешняя ситуация, воспринимается не иначе как новая, шенгенская стена", – это слова Путина, сказанные тогда же.

Причем построили ее тогда прямо по живому. У миллионов людей родственники с советских времен живут в Латвии, Литве и Эстонии.

Ну а потом, когда Прибалтика стала все же частью шенгенской зоны, то аппетиты выросли настолько, что даже для поездов в Калининград россиянам было предложено получать визы. Путин выступил тогда жестко, младо- и псевдоевропейцы отступили.

Тогда Евросоюзу пришлось пойти на попятный. Но теперь, спустя годы, когда уже никто не скрывает своих истинных намерений, возможны любые варианты.