В эфире программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" (полные выпуски доступны на платформе "Смотрим") Сергей Михеев обратил внимание на присущую нашей элите идеологию глубинной вторичности, абсолютного убеждения в том, что вся предыдущая история России была ошибкой, убежденность в том, что все, что мы делаем – в той или иной степени ущербно, личная тяга к тому образу жизни.
"Эта внутренняя вторичность, отсутствие состоятельности, неспособность к суверенному целеполаганию все эти 30 лет играет с нашей элитой злую шутку, – считает эксперт. – Была убежденность в том, что с Западом можно договориться. Мы верили в какие-то договоренности, мы заигрывали с прозападной элитой здесь, внутри. А государственный интерес воспринимался как нагрузка к чему-то, к своей личной истории, например".
По его мнению, отсутствие государственного мышления было заложено в новую Россию после 1991 года как системный элемент. "Не надо больше думать о внешней политике; об этом подумают другие".
Второе, подчеркнул политолог, – странное примитивное убеждение, что деньгами можно решить все проблемы; оно доминирует во всей внешней политике.
"На место пустоты, образовавшейся после разочарования в советской идеологии, пришла тупая и примитивная вера в деньги, – заявил Сергей Михеев. – А если это помножено и на личный интерес – всё. Тезис о том, что деньги правят всем – не то что совсем не соответствует действительности, но это не может быть государственной политикой. Экономика должна помогать реализовывать национальные интересы, а не быть впереди этих интересов".
По его словам, надеяться на то, что трудности на Западе заставят его переменить геополитику и стратегию – глупо. Да, проблемы будут влиять на внешнеполитическую ситуацию, но думать, что это поменяет Запад принципиально – продолжение той же наивности, которая привела к проблемам на Украине.
Эксперт раскритиковал политику постоянных подачек и уступок на всем постсоветском пространстве, включая страны Средней Азии.