Битву двух Олегов из соцсетей Дерипаска решил перевести в правовое поле. Иск подан не только к Тинькову, но и к компании Meta (запрещена в РФ), деятельность которой в России признана экстремистской. Именно в принадлежащем ей Instagram (запрещена в РФ) Тиньков и позволил себе нелицеприятные комментарии в адрес алюминиевого магната. Цитировать их не будем. Все-таки сумма компенсаций, на которой настаивает Дерипаска, – два миллиарда рублей. Это с Тинькова. А от Meta (запрещена в России) требует удалить порочащую его запись.
"Только в сети Instagram у господина Тинькова 800-900 тысяч подписчиков. Плюс у него открытый аккаунт. Его публикацию прочитали большее число людей, чем есть у него подписчиков. Плюс он не раз цитировал сам себя – почему он так сказал, и каждый раз произносил то же самое. Это не носит какой-то характер выяснения личных отношений. Это совершенно правовой вопрос", – отмечает адвокат Олега Дерипаски Алексей Мельников.
Этот иск о защите чести и достоинства вполне мог быть коллективным. Ведь оскорблял Олег Тиньков не только своего тезку и коллегу по бизнесу, но и многих российских олигархов. Их он называл подонками и трусами. Это цитата из поста со странички Тинькова в запрещенном, как уже говорилось, Instagram.
Сам же пост, полный истеричных эмоций и антивоенных высказываний, предприниматель опубликовал еще в мае, будто бы прощаясь с Россией. И явно противоречил сам себе. В одном абзаце он якобы сожалел о России, в другом – называл ее архаичной и коррупционной. Это слова самого Тинькова. Но тут же признавался, что никогда не давал взяток и вообще строил честный бизнес. Сказка да и только.
"Олега я знаю давно, много лет. И могу сказать, что он всегда был одиозным человеком. Одиозным – значит, отвратительным. Во всех понятиях – в литературном, по жизни. Человек, который всегда себе строил репутацию на шуме и на скандале. Чем больше вокруг скандала, тем круче репутация Тинькова. Всего его бизнесы, все, которые назывались его именем, строились вокруг скандалов и на скандалах", – говорит эксперт по стратегическим коммуникациям Трофим Татаренков.
Впрочем, от России, в которой он сколотил многомиллиардное состояние, Олег Тиньков отрекся еще в интервью изданию The New York Times. Если в соцсетях были страдания напоказ – для российской аудитории, то здесь – уже для западной. В США предпринимателя попытались выставить как жертву режима. Мол, даже бизнес в России его якобы вынудили продать "за копейки".
Хороши же копейки. Более 200 миллионов долларов – примерную сумму сделки подсчитали клиенты его теперь уже бывшего банка. Сам Тиньков точных цифр так и не назвал. Но аналитики полагают – это откупные за то, чтобы с предпринимателя, который давно обосновался в Лондоне, сняли британские санкции. Под них он попал в марте. После чего и принялся активно оскорблять всех – и олигархов, и тех россиян, кто поддерживает военную спецоперацию по защите Донбасса.
"Господин Тиньков, скажем так, решил пренебречь российским бизнесом, российскими вкладчиками и обязательствами перед российскими контрагентами. И, скажем так, сохранить те активы, которые за время "успешного" бизнеса господина Тинькова он успел вывести на Запад. Приобретались те или иные западные активы, причем приобреталось это на родственников, в лучших традициях 90-х годов", – комментирует ситуацию доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени Ломоносова Максим Чирков.
В самих же Штатах словно забыли, что еще недавно обвиняли Тинькова в финансовых махинациях. Он был арестован в Британии и по суду выплатил более 500 миллионов долларов за то, что подал заведомо ложную налоговую декларацию. В ходе расследования вскрылись и другие эпизоды ухода от выплат.
Подлог Тиньков совершал не только с бухгалтерскими, но даже с историческими документами. В чем не стесняется признаваться сам. Например, в Петербурге представил фальшивое свидетельство, что он якобы из дворянского рода, а его предку в Царском селе принадлежал пивоваренный завод. Так там появился Тиньков переулок, который теперь хотят переименовать. Неплохо было бы – в тупик, куда завела бизнесмена вся его последняя риторика.
"Понимаете, нельзя человека обвинять в преступлениях просто так. Никто не может говорить в цивилизованном обществе, что человек преступник, не имея оснований. Если основания есть, то сейчас будет прекрасная возможность их предъявить. А если они не будут предъявлены, то это окажется клеветой. Всего лишь навсего", – говорит адвокат Олега Дерипаски Алексей Мельников.
То же самое, очевидно, касается и многих других высказываний Олега Тинькова. Который после этого процесса вряд ли уже сможет процитировать в своих постах так любимые им монологи Чацкого. "Карету мне, карету", – он уже писал. А ответ на вопрос "А судьи кто?" станет понятен уже во вторник.