Липовый, гречишный, каштановый, с имбирем или лимонной цедрой – на полках супермаркетов – мед всех сортов. Но мед ли все это? Вместе с опытным пчеловодом Евгением Суховым отправляемся под видом покупателей по магазинам. Вот якобы майский сбор. А вот целый килограмм натурального, как заявляют производители, горного меда. Всего четыреста рублей.
В трех разных супермаркетах наугад покупаем три баночки меда средней ценовой категории от разных производителей и устраиваем дегустацию. У второго образца вкус слишком насыщенный. А реакция эксперта на третий говорит сама за себя: "Это не мед. Даже комментировать не могу".
Мед – действительно странный предмет. Он вроде бы есть, но его в банках нет. В прошлом году мед вошел в ТОП-10 самых подделываемых продуктов.
"Самые простое – это сахар, когда делают сахарный сироп и им подкармливают пчелиные семьи", – рассказывает Евгений Сухов.
Мы решили проверить это в лаборатории. Результаты анализов показали: меда во всех образцах не больше, чем треть. Остальное – чистая "липа".
"По результатам проведенных исследований выявлено превышение содержания сахарозы более чем в три раза, что указывает на фальсификацию", – отметил Василий Васильев, заведующий лабораторией прецизионных инструментальных методов анализа ЦКП НОЦ РУДН.
Особого вреда от этого сиропа не будет, но и пользы ждать не стоит. А ведь натуральный пчелиный мед – кладезь полезных веществ.
На пасеке Георгия Мыльникова принцип простой: приехал – работай. Тем более что у пчел медосбор закончился, а у пчеловодов только начинается. Главное, чтобы рамочки не попадали. Соты распечатывают, срезают верхний восковой слой, и начинается главное таинство – выкачка меда.
Покупают пчелиное золото в основном московские предприниматели. Но вот парадокс: найти настоящий мед на столичных прилавках – задача не из легких. Разве что в специализированных магазинах.