Летние балетные сезоны, 21 год занимающие сцену РАМТа до конца августа, не случайно называют марафоном классической хореографии: за эти годы бриллианты классического репертуара в исполнении столичных и региональных трупп посмотрели более миллиона зрителей. Рецепт успеха прост: за пару месяцев на одной сцене поклонники балетного искусства могут оценить бесконечное разнообразие постановок от самых разных театров. В том числе и премьерных.
Ближайшая назначена на 10 августа, когда труппа Национального классического балета под руководством Анны Нехлюдовой представит сразу две премьеры из своего репертуара. Это одноактные "цыганские" постановки – "Кармен" Жоржа Бизе и "Пахита" Эдуара Дельдевеза.
Примерно в середине XIX века театралам Парижа предложили сразу две постановки, в которых главные героини были цыганками. Однако, несмотря на авантюрные, захватывающие дух сюжеты, обе "цыганские" постановки популярность не завоевали и вскоре оказались забыты, чтобы возродиться к жизни намного позже.
Балет "Кармен", в основу которого легла одноименная новелла Проспера Мериме, обрел второе дыхание, благодаря оперной музыке Жоржа Бизе. В центре сюжета – безудержная и жертвенная любовь молодого солдата Хозе, ставшего дезертиром и контрабандистом ради красавицы-цыганки Кармен.
В памяти российского зрителя эта история страстной любви, свободы, предательства и роковой расплаты навсегда останется в аранжировке Родиона Щедрина, где заглавную партию на сцене Большого театра исполняла легендарная Майя Плисецкая.
10 августа на Летних Балетных Сезонах Кармен танцует солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Марианна Чемалина, Хозе – премьер Воронежского государственного театра оперы и балета Иван Негробов.
В жилах главной героини балета "Пахита" тоже течет цыганская кровь, но настроение этой истории, основанной на сюжете новеллы Мигеля Сервантеса "Цыганочка", совсем другое. Это романтическая, отчасти детективная история, в которой неизбежен счастливый, абсолютно сказочный финал.
Пахита — сокращение от имени Франциска: так зовут героиню балета, цыганку-сироту. В результате мелодраматических интриг и причудливых криминальных поворотов действия Пахита узнает о своем благородном происхождении и становится невестой офицера Люсьена.
"Пахиту" впервые станцевали в Париже в 1846 году, но вскоре забыли. Ее сохранил в Петербурге основоположник русского классического балета в его нынешнем понимании Мариус Петипа.
Мариус Петипа, перенесший сценические приключения сироты Пахиты на русскую сцену, дополнил постановку музыкой Людвига Минкуса. К парижскому спектаклю он добавил Большое классическое па — танцы на свадьбе главных персонажей, балеринский конкурс красоты, демонстрацию "стальных пуант" и возможностей классического танца.
На Летних Балетных Сезонах можно увидеть Гран Па из балета "Пахита". Это финальная часть спектакля, посвященная свадьбе главных героев – оказавшейся в цыганском таборе аристократки Пахиты и Люсьена де Эрвильи.
Главные партии исполнят солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Елена Коцюбира и солист Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Борис Журилов.