Неделя протестов в Багдаде. Демонстранты обживаются в захваченном парламенте. Местные бизнесмены открыли в здании парикмахерскую.
"Когда мы увидели этих усталых измученных людей, мы решили проявить инициативу. Я призываю всех владельцев салонов красоты присоединиться, чтобы помочь молодежи, и надеюсь, что этот кризис вскоре закончится", – говорит владелец салона красоты Цезарь Хуссейн.
Этот политический кризис в Ираке – один из самых серьезных со времени свержения режима Саддама Хусейна. Десять месяцев иракцы не могут выбрать премьер-министра и президента. Апофеозом стали крупнейшие беспорядки, которые охватили уже семь провинций страны и столицу.
За нынешними протестами стоят тысячи сторонников шиитского имама Муктады ас-Садра, чей блок, хотя и вышел из парламента Ирака, но не дает согласовать кандидатуру премьера. На этот пост коалиция его оппонентов выдвинула влиятельного политика Мухаммеда ас-Судани. Но штурм парламента сорвал голосование.
"Мы не выступали против какой-то конкретной партии, но мы хотим сменить несправедливое правительство, потому что это катастрофа, и мы сыты по горло несправедливостью. Наша первая цель – убрать коррумпированных людей из власти вместе с коррумпированным кандидатом в президенты", – заявляют протестующие.
"Зеленая зона" – самый защищенный район Багдада. Здесь находятся правительственные здания, включая парламент. Сторонники ас-Садра штурмовали здание дважды, в итоге заняли зал заседаний и кабинеты. Теперь в коридорах власти спят, молятся и танцуют, во дворе – готовят на кострах.
"В стране нет электричества, а политики спят под кондиционерами. Люди умирают от голода, а им все равно", – возмущается одна из женщин.
Полиция и армия не первые сутки разнимают сторонников двух противоборствующих шиитских лидеров. Уже пострадали больше сотни человек, из них 25 – силовики, один протестующий погиб. Некоторые высокопоставленные чиновники, беспокоясь за свою безопасность, в спешке покинули страну. Власти, опасаясь гражданской войны, призвали прекратить протесты и начать диалог.
"Наша нация любит жизнь и не одобряет раздоры, кровь, борьбу, месть, соперничество, а также вражду или ненависть. Политические партии ищут будущее, которое будет соответствовать масштабу принесенных ими жертв. Поэтому политические блоки должны сесть за стол переговоров и достичь взаимопонимания ради Ирака и иракцев", – подчеркивает исполняющий обязанности премьер-министра Ирака Мустафа аль-Казыми.
Главное требование протестующих – исключить иностранное давление на страну, будь то Иран или Соединенные Штаты. Багдад до сих пор расхлебывает последствия американского вторжения – гибель Саддама Хуссейна, тысяч мирных жителей, крах экономики. Те, кто годами управляли страной со времен агрессии Вашингтона, ушли в тень, но отказываться от власти не готовы.
"Американцы, безусловно, влияют на события в Ираке. Здесь надо сказать, что главной целью американцев в Ираке является устранение иранского влияния, что у них не получается. Но есть силы, на которые они опираются в Ираке", – комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Института востоковедения "Центр арабских и исламских исследований" РАН Борис Долгов.
И эти силы продолжают раздирать Ирак изнутри. А значит, в Багдаде все еще неспокойно. Имам Муктада ас-Садр призвал своих сторонников покинуть правительства и продолжить протесты за его пределами. На то, чтобы полностью освободить "зеленую зону", шиитским активистам дали 72 часа.