В среду Владимир Путин вышел на связь с Международным детским центром "Артек" и пообщался с учениками 5-7-х классов – финалистами конкурса "Большая перемена". Талантливые и активные дети – будущее России. В этом году в конкурсе впервые приняли участие и дети из Донбасса. Многие заявляют о себе еще в школе, побеждая на международных олимпиадах.
Он прилетел в Челябинск ненадолго. В августе снова возвращаться в Москву – новый учебный Яков начнет студентом Московского государственного университета. Победителя международной олимпиады по биологии приняли без экзаменов. Он мог давно уехать из Челябинска: ему предлагали учиться в лучших школах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Остался на Южном Урале заканчивать 11-й класс в гимназии №80. Учителю биологии он доказывал, что "четверка" за четверть в пятом классе – это какая-то ошибка. Яков знал предмет на "отлично". Ведь он с детства мечтал о науке. Говорил родителям, что будет разрабатывать лекарства.
В Ереване российскую команду ждали. Хотя представители западных стран и Украины были категорически против. Олимпийский комитет принял решение допустить. Но выступать разрешили под нейтральным флагом. Но все и так знали: эти ребята – из России.
Настольная книга Назима Мустафина – "Клетки по Льюину". Подарок родителей. А в 10-м классе он самостоятельно освоил учебник на английском языке "Органическая химия Клейдена". После девятого класса поступил в Научный центр при Новосибирском госуниверситете. В своем химико-биологичексом Назим был одним из лучших учеников. Родители радовались победам сына, но втайне очень скучали.
Он и сейчас – заехал в гости. Через 12 часов Назиму надо было уезжать в Москву на встречу с министром просвещения. В МГУ в этот день пригласили победителей международных олимпиад по химии, биологии и физике. Для начинающих свой путь в науке ректор МГУ Виктор Садовничий рассказывает о пройденном пути: "У меня получалось противоречие. В некотором выражении знаменатель был ноль. Получалась бесконечность. А ее быть не должно. Я месяцами ходил, размышлял. И ночью приснился ответ. Эта теорема вошла в учебники".
Но заниматься одной наукой в чистом виде эти ребята не хотят. Новое поколение молодых, активных – им интересны разработки на стыке разных дисциплин.
Вадим Ерин мог быть успешным в химии, в математике, информатике. Но основным направлением выбрал физику. Уже в восьмом классе он поступил в "Физтех-лицей" имени Капицы. Его приняли в класс, где готовят будущих участников международных олимпиад. Они не ограничивают себя только физикой. Лицеисты должны ходить на бокс. Для общего развития.
В подмосковный лицей талантливых детей принимают со всей России. Кандидаты проходят три этапа. Уже на первом отсеивается почти половина. Примерно из тысячи заявок до следующий испытаний допускают только каждого второго. Тех, кто прошел отбор, делят по уровню подготовки. Кандидатов на международные олимпиады выделяют в отдельный класс. С ними занимаются преподаватели МФТИ. И тренеры сборной России.
Подмосковный "Физтех-лицей" имени Капицы в этом году дал трех победителей международных олимпиад: два золота по физике, одно – по биологии. Сейчас, несмотря на каникулы, здесь продолжают готовить будущих олимпийцев. Шесть 11-классников из сборной России по физике. Предметом они занимаются по 6 часов в день. Это как спорт высоких достижений: на школьном этапе всероссийской олимпиады участвуют пятьсот тысяч человек, в сборную страны выходят только пять российских школьников.
"Мы тратим достаточно много усилий на то, чтобы их подготовить, отобрать, холим и лелеем вот эту пятерку, восьмерку, которая едет на азиатскую олимпиаду. У Китая с этим проблем нет никаких. Они говорят, мы не учим. Мы только отбираем. Потому что у них на первом этапе не 500 тысяч, а 5 миллионов", – сказал Виталий Шевченко, директор по довузовской подготовке МФТИ.
Тренеры сборной и министру на встрече сказали: школьникам надо предоставить возможность экспериментировать на уроках. Но материальная база в регионах порой далека от современности. И все преподавание строится на одном учебнике, зачастую с устаревшими данными.
"Это довольно большая проблема, чтобы улучшать экспериментальную подготовку, нужно закупать оборудование для каждой школы. И с этим, думаю, они сейчас будут разбираться, они даже создали специальную программу для обеспечения оборудованием сельских школ. Специально для того, чтобы школьники своими руками пробовали что-то сделать, не только видели опыты на картинках учебников", – отметил Олег Калашников, победитель международной олимпиады по физике.
Учиться в подмосковном лицее им Капицы Олег приехал из Челябинска. Он знает, как тяжело осваивать предмет, когда из наглядности только формулы, написанные мелом на доске.
Погрузиться в науку больших достижений талантливым ребятам помогает центр "Сириус".
"Сириус" дает импульс, возможность", – подчеркнул Алексей Горбачев, заместитель руководителя фонда "Таланты и успех".
Здесь, в "Сириусе", несколько раз в год проходят олимпийские смены: ребят готовят к предстоящим соревнованиям. Предметные туры по основным предметам открывают детям мир за рамками школьной программы. Им надо дать возможность. А дальше они сами придумают, как раскрывать трапы, шлифовать гидротурбинные лопатки и проводить эксперименты в космосе, разобравшись досконально в небесной механике.
"Надо продолжать работать и не сбиваться с данного курса, может быть, в какой-то момент закончить реформы, как-то вот эти все реформы не способствуют эволюционному развитию. Мне кажется, нужен период стабильности и серьезной работы. А спрос на хорошее образование есть и у ребят, и у родителей", – сказал Александр Гладилин, профессор химического факультета МГУ, заместеитль директора Университетской гимназии.
В России сейчас разрабатывают систему сопровождения одаренных детей, чтобы, получив олимпийское золото, они не потерялись в ворохе проблем: как поступить в вуз, а после найти работу. Победители международных олимпиад этого года уже зачислены в МГУ и МФТИ.