Катафалк с телом Синдзо Абэ въезжает в храмовые ворота примерно за три часа до начала траурной церемонии. На переднем сидении – вдова Акиэ Абэ. Как главный организатор, она распорядилась, чтобы прощание с ее мужем, как частное, семейное мероприятие, проходило без участия прессы.
Токийский храм Дзодзедзи – одно из главных буддийских святилищ столицы. Здесь, в частности, похоронены несколько военных правителей – сегунов времен самурайской Японии. В соответствии с традицией, прощание проходит в два этапа: сегодня поминки, а завтра – то, что по-японски называется "соги", наш аналог отпевания.
Заехать внутрь могут только машины с правительственными номерами, остальные, в том числе посольские машины, паркуются поодаль, вход в храм – в порядке общей очереди.
Приняты самые жесткие меры безопасности. Журналистов отогнали на противоположную сторону дороги. Прощание с Абэ проходит по обе стороны главных ворот храма. Чтобы простые люди смогли почтить память политика, для них организовали отдельное место для возложений цветов. Главная церемония проходит в специальном павильоне. Поскольку желающих слишком много, никаких мест для особо важных персон отводить не стали. Все проходит быстро: краткая молитва, и место уступают следующему. Одним из первых территорию храма покинул премьер-министр Фумио Кисида.
Прибывшему за 20 минут до начала церемонии послу России потребовалось полтора часа, чтобы дойти до зала с цветами, где нужно опустить благовония в сосуд перед портретом усопшего и выразить соболезнования вдове и близким.
"Надеемся, что то наследие, то богатейшее наследие, которое господин Абэ оставил для российско-японских отношений, будет востребовано. Я думаю, что рано или поздно все-таки и на японской стороне возобладает понимание того, что отношения между Россией и Японией, двумя крупными соседними государствами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, конечно, должны развиваться в прагматичном, взаимовыгодном, добрососедском ключе", – заявил посол РФ в Японии Михаил Галузин.
Покушение на Абэ произошло за день до завершения агитационной кампании перед выборами в верхнюю палату японского парламента. В пятницу он прибыл в город Нара, чтобы поддержать местного кандидата от правящей "Либерально-демократический партии" Кэя Сато, который на воскресных выборах в итоге победил и в своем первом после избрания интервью вспоминал детали покушения.
"Я стоял сбоку слева, когда позади раздался звук, похожий то ли на разрыв автомобильной покрышки, то на взрыв газового баллона. Сначала погремело один раз, затем сразу второй", – вспоминает Сато.
На кадрах отчетливо видно, что первый раз преступник промахнулся. Синдзо Абэ падает после второго выстрела. Также хорошо видно, что охрана ничего не сделала, чтобы остановить человека с оружием в руках. При этом, как выяснилось, убийца находился на месте уже за полтора часа до приезда самого Абэ. Вот он стоит совершенно свободно с сумкой, в которой лежит самодельный обрез. А это кадры, снятые за минуту до того, как он выхватит оружие. Спустя двое суток после кончины бывшего премьера начальник полиции Нары все-таки признал, что его подчиненные не справились со своими обязанностями.
"Нельзя отрицать, что относительно обеспечения охраны были определенные проблемы. Мы намерены как можно скорее определить эти проблемы и принять срочные меры по их исправлению", – заявил шеф полиции префектуры Нара Томоаки Онидзука.
Выборы в Японии пошли без отклонений от графика. В последний день на митингах с выступлениями кандидатов у людей проверяли сумки, усиленные наряды полиции и сотрудников в штатском патрулировали улицы, ведя наблюдение в том числе с крыш зданий.
В том, что на выборах победит правящая партия, не сомневался никто. "Либерально-демократическая партия" во главе с премьером Фумио Кисидой укрепила позиции, обеспечив себе уверенное большинство, что позволит правительству беспрепятственно принимать законы, в том числе по пересмотру конституции, а также, видимо, продолжению курса на демонтаж того наследия российско-японских отношений, которые оставил после себя Абэ. Но то, что покушение на экс-премьера повлияло на настроение избирателей, отрицать нельзя.
Преступник, 41-летний Тэцуя Ямагами, на допросе признался, что к убийству политика готовился несколько месяцев. Говорит, что таким образом он отомстил некой религиозной организации, с которой якобы был связан Абэ, за то, что она выманила у его матери большую сумму денег. Сначала хотел изготовить бомбу, но в итоге решил использовать самодельный огнестрел.
Полиция вынесла из его квартиры 5 таких обрезов, а соседи говорили, что слышали, как Ямагами подолгу что-то пилит у себя в квартире ножовкой по металлу. Найдены также доски с отверстиями – Ямагами пристреливал свои дробовики. Как раз в день голосования его перевезли из полицейского участка на допрос в прокуратуру, чтобы предъявить официальное обвинение в убийстве.