В столице стартовал Первый международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова. Третьим концертом для фортепьяно с оркестром дирижирует маэстро Валерий Гергиев, за роялем – Денис Мацуев. Для обоих мастерское исполнение произведений Рахманинова стало визитной карточкой в музыкальном мире. Поэтому не удивительно, что именно этот дуэт и близкий к нему "по творческому сумасшествию" композитор Александр Чайковский стали инициаторами организации нового конкурса и возглавили жюри.
"Мне особенно приятно думать о том, что огромное количество молодежи получает возможность как в этом году, так и на долгие годы вперед проявить себя и через музыку Сергея Васильевича, и через музыку других авторов, которых сам Сергей Васильевич играл, как никто", – подчеркивает Валерий Гергиев.
Рахманинов соединял в себе сразу три таланта одинаковой величины. Гениальный композитор, исключительный дирижер и великий пианист, он оставил после себя записи, на которые ориентируются все современные музыканты. На конкурсе эти три ипостаси превратились в три специальности.
"Это конкурс, который должен дать миру уникальную команду молодых исполнителей, и не только молодых, как мы уже сегодня поняли, потому что у композиторов нет возрастных ограничений, а у дирижеров – до 45 лет. Многие из этой команды будут помнить, что их творческий путь начался именно здесь", – отмечает Денис Мацуев.
Имя Рахманинова стало манком как для молодых музыкантов, так и для опытных. 20-летняя Анастасия Махамендрикова признается: она не поклонница крупных конкурсов. Но Рахманинов – композитор ее души, поэтому она бросила все силы на подготовку к музыкальному соревнованию.
"У меня был особый режим: я вставала в пять утра, занималась очень много, плодотворно. Вне зависимости от того, каким будет результат, ты все равно должен работать", – заявляет участница конкурса.
А вот игру Алексея Трушечкина действительно уже слышали во всем мире. Новый конкурс для 32-летнего пианиста – еще один вызов себе. Тем более, что возраст Алексея предельный для участников в его специализации.
"Где-то подспудно очень важно понимать – а как бы композитор оценил это исполнение", – говорит отец конкурсанта Михаил Трушечкин.
"Потому что связь между композитором и инструментом, она всегда существует", – добавляет его сын Алексей.
Следить за ходом конкурса, как это принято в наше время, можно с помощью прямых трансляций. Конечно, впечатление от видео и от живого концерта невозможно сравнивать, подчеркивают члены жюри. Но если мастерство, чувственность исполнения и попытки приблизиться к разгадке души Рахманинова тронут публику даже в цифровом формате, ценители классической музыки будут знать, чьи имена искать на афишах по всему миру уже в ближайшее время.