5 июня в театре "Школа современной пьесы" пройдет восьмая церемония вручения Национальной анимационной премии "Икар". Наградами будут отмечены достижения в мультипликации в прошедшем сезоне и вклад в анимационное искусство. Первые лауреаты уже известны.
Это заслуженный художник РСФСР, аниматор Эльвира Маслова, которая получит приз за вклад в искусство анимации в номинации "Мастер". Эльвира Михайловна "оживила" персонажей любимых мультфильмов многих поколений зрителей. Таких как "История одного преступления", "Винни-Пух", "Бременские музыканты", "Трое из Простоквашино", и десятков других. И лауреат в номинации "Продюсер" – руководитель студии Wizart Animation, продюсер и сценарист Владимир Николаев. Остальных победителей держат в секрете до дня церемонии, держит интригу художественный руководитель премии, шеф-редактор студии "Союзмультфильм" Сергей Капков.
Но это не мешает Сергею Владимировичу рассказывать корреспонденту "Смотрим" о разнице между мультипликацией и анимацией, о зарождении анимации в России и неожиданных открытиях в ее истории. А также о современной ситуации в мире анимационного кино и, конечно, о премии "Икар".
- В детстве, отрочестве и даже повзрослев, мы десятилетиями смотрели мультики. А потом оказалось, что это анимация. Почему, как мультфильмы превратились в анимационные фильмы?
- Изначально был международный термин анимация – от слова "одушевление". Anima по-латыни душа, и для одушевления неодушевленного было принято такое слово. Но Советский Союз всегда хотел чего-то своего в терминах, зачем ему международные? И когда стали выдумывать, как это явление в кинематографе можно назвать, оттолкнулись от слова "мульти" – размножение, множество. То есть, множество картинок надо нарисовать, много кадров сделать вручную и оживить, чтобы получился фильм. Это "мульти" понравилось нашим вождям, так появилось название "мультфильм", и студия "Союзмультфильм". Слово прижилось в народе, но большинству наших профессионалов оно не нравилось. Теоретик и педагог Федор Савельевич Хитрук, который в 1956-м году пришел преподавать на курсы художников-мультипликаторов (и так и преподавал до последнего дня) с трудом выносил слова "мультфильм", "мультики". Справедливо считая, что говорить «мультики» в отношении работ профессионалов, снимающих такое кино как "Сказка сказок" уничижительно.
- Я бы поспорила. Сын знакомой уехал учиться на Запад, вернулся с женой – россиянкой. Когда его спросили: "Почему?", он ответил: "Мама, мы с Настей одни мультики смотрели!" И это не уничижительное, напротив, некий культурный код.
- Они конечно же это понимали и не то, что сразу в бой кидались, когда слышали "мультики". Но после распада СССР Хитрук стал говорить: "Давайте откажемся от этого слова, и хотя бы между собой будем называть нашу работу анимацией". И в 90-е годы "анимационное кино", "анимация" вернулись в обиход и прижились. Если коротко, мы вернулись к общемировому названию.
- Вы сказали, что долгое время анимацию финансировали по остаточному принципу, что большинство имен зрителям было неизвестно. А как сейчас развивается анимация?
- Ситуация довольно интересная: отношение со стороны государства к анимации хорошее, финансирование идет и в нормальном объеме. Деньги, конечно, все равно небольшие, чтобы быть конкурентоспособными Disney или кому угодно, но так уж сложилось. Как говорил знакомый вам Александр Михайлович Татарский, бюджет полнометражного мультфильма "Шрек", это 35 бюджетов годовой российской анимации. Всей! К сожалению, у нас так и не выросло поколение меценатов, которые опекали бы анимацию, мы существуем только за счет государственных денег.
А сейчас произошло сильное и серьезное разделение на индустрию и короткий метр. И сериалы научились зарабатывать, научились окупаться, их количество растет. И, если студия щедрая, если она стремится к качеству, туда приглашают хороших режиссеров художественными руководителями. И поэтому хороших мастеров анимации по пальцам сосчитать, они все "разобраны", все заняты. "Фонд кино" с недавних пор стал финансировать полнометражную авторскую анимацию, и туда тоже ушли такие мощные силы, как Константин Бронзит, Дмитрий Высоцкий, Леонид Шмельков, Александр Петров снимает своего "Александра Невского", Юрий Норштейн.
Ставить эксперименты в авторской анимации почти некому. А двигатель мировой анимации – это авторская короткометражка. Потому что все эксперименты с жанрами, с технологиями, с новыми формами, темами всегда начинались с какого-то маленького авторского высказывания. Вспомните начало студии Pixar: это были 3D короткометражки, которые просто "убили" зрителей тем, как это классно, как здорово они сделаны! Или пластилин… Да все на свете начиналось с короткометражек. И для нас всегда показатель, как развивается авторская анимация. Слава богу, финансируют, но ее сейчас стало очень мало, потому что все зарабатывают деньги: на авторское кино не проживешь. Все ушли в сериалы, ушли в полный метр.
Вспоминая момент создания "Союзмульфильма", надеюсь, количество перерастет в качество. Тогда люди к новым обстановкам привыкали, пробовали, экспериментировали, много снимали, и, рано или поздно, анимация выходила на хорошее качество. Молодежь обучалась, и все приходило к хорошим показателям.
- Но в последние годы ситуация в мире действительно была тяжелая, в такое время у людей включается режим сохранения энергии. Да и вообще мир развивается по синусоиде: бывают периоды творческого затишья, а бывает расцвет.
- У нас есть особенность, о которой мало кто задумывается. Не так давно я смотрел хороший американский документальный сериал "История Голливуда". Каждая серия – 10-летие. И, если рисовать график, история Голливуда, это постоянно вверх-вверх-вверх, а у нас в кино и анимации все время вверх-вниз. Только начали развиваться – революция – спад. Снова стали развиваться – репрессии. Потом война – опять ничего, ноль в анимации! Потом пошли резко, весело и быстро к оттепельной анимации – это был мощный прорыв вперед.
Опять же, в отличие от западной, наша анимация никогда не была коммерческой, только государственной, поэтому денег на ней не зарабатывали. С одной стороны это плохо, потому что, "раз вы не приносите нам денег, вы сидите на шее у государства", – говорили в Министерстве культуры "Союзмультфильму", а, с другой стороны, они были свободны в самовыражении. Такого разнообразия жанров, технологий, тем, художественных стилей не было нигде в мире.
А потом перестройка – и опять в ноль, анимация была опять уничтожена. И в 90-е по чуть-чуть она начала подниматься. Можете себе представить, какой бы у нас сейчас могла быть отечественная анимация, если бы не эти факторы. Поэтому я надеюсь, что сейчас она вырулит.
- В этом году мы празднуем юбилей российской анимации – 110 лет. Но юбилеями чаще принято называть круглый даты – 100, 150 лет. А 110 – наверное, личный анимационный юбилей. Почему важно отмечать его торжественно?
- Наверное, это "комплексы недолюбленных". Потому что наша мультипликация (если говорить по-старому) всегда была на периферии. Начиная с основ – финансирования – оно всегда проводилось по остаточному принципу. Притом, что это наиболее дорогостоящее производство, нам всегда давали, что осталось. Отсюда появилась такая странная авторская анимация, очень глубокая по своей драматургии, по посылу, по чувствам, а сделанная примитивным способом. Не потому, что так хочется режиссеру, не было денег. Попробуй, без денег, изобрети. В итоге получалась такая же штучная вещь как пирожки полунищей бабушки: она их сделала, собрав по сусекам, что дома было, а вкусно невозможно. И люди покупают.
С другой стороны (опять же, про недолюбленность), в прессе о нас никогда ничего не пишется, не говорится, и фамилии режиссеров люди не знают. И юбилей – всегда повод напомнить, что мы есть. Мы здесь, мы интересные, необыкновенные, у нас есть призы в мире, у нас в этом году номинация на "Оскар" в коротком метре, многие наши режиссеры работают по всему миру – мы востребованы.
И это лишний повод поговорить о короткометражной авторской анимации. Потому что сериалы (то, что называется индустрией), которыми забит эфир и которых много в сети, все видят, все знают, а о штучной ювелирной авторской анимации говорится раз в году – на День рождения анимации. Либо если режиссеры приз получают: когда Александр Петров получил "Оскар", журналисты звонили анимационным критикам и спрашивали: "А что это за мальчик "Оскар" получил? У нас что, фильм на "Оскаре" был? Кто он?" А у этого "мальчика" за плечами был огромный опыт работы и три номинации!
Хочется, чтобы периодически о нас вспоминали!
- А 110 лет назад была такая же ситуация с анимацией?
- 110 лет назад ситуация была уникальная. Тогда жил удивительный человек Владислав Старевич. Он был энтомолог, то есть увлекался жизнью насекомых, и киношник-любитель. Он купил камеру. А поскольку Старевич еще и изобретатель был, он много чего выдумывал. И, наблюдая за насекомыми, он решил снять как жуки занимаются любовью. Установил свет – лампу, но под лампой жуки расслабились, и им вообще ничего не надо было. Они согрелись, никак не хотели двигаться, а он не знал, как их заставить шевелиться. Думал, думал, и решил снимать подкадрово.
Для этого ему понадобились муляжи, поэтому он оторвал жукам лапы и панцири. В общем, секс и смерть – вот с чего началась детская мультипликация. Добрый волшебник-мультипликатор Старевич посадил на воск панцири и проволочные лапки и снял кукольную анимацию, сам еще не понимая, что открывает новый жанр – покадровое кукольное анимационное кино. И когда он свои фильмы показал наиболее прогрессивному продюсеру Ханжонкову, тот купил их со словами: "Давай делать такие странные вещи".
Премьера кукольного мультфильма состоялась 26 марта (по старому стилю) в 1912 году. Зрители смотрели анимационный фильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" и думали, что это дрессированные насекомые. Цирковые дрессировщики бегали за Старевичем с просьбой: "Мы за любые деньги купим тайны дрессуры насекомых! Продай!" Но он-то, зараза, не говорил, что и как сделал, играя свою роль: "Ни за что! Ни за что не продам! Оставьте меня!"
Старевич не "раскололся" и до самой эмиграции тайны своей никому не раскрывал. А уехав в Париж, работал там исключительно с женой и с дочерью. Так что тайна его работы с куклами, и как он их изготавливал, так и осталась секретом: после его эмиграции в СССР мультфильмов не стало – никто долгие годы их не делал.
- А как же стал известен его метод? Вы такую дивную и таинственную историю рассказываете, с нетерпением жду развязки.
- Дело в том, что анимация в мире, в Европе зарождалась в основном примерно одновременно. Всюду постепенно открывали секреты покадровой съемки. Кто-то чуть раньше, кто-то позже. Если у Старевича премьера была в 1912-м, то во Франции, в Германии похожие фильмы начали снимать в 1915-1917 годах. И, к тому времени, когда у нас Птушко стал снимать первые кукольные мультфильмы (а это произошло в 1926-1927 годах), все поняли, что такое покадровая анимация. Старевич с его "почему и как это работает" так и остался загадкой, остальные изобретали свое.
- Тем не менее, юбилейные торжества будут посвящены не Старевичу, а другому человеку – Александру Ширяеву. Он тоже делал анимационное кино? У него тоже были секреты?
- Мы простыми путями не ходим. Мероприятие с поклонами Старевичу мы делали 5 и 10 лет назад, повторяться не хочется. А кто, если не Старевич? И тут как раз появился сюжет, как я его назвал, "доисторического периода". Мы совершенно случайно узнали, что у нас анимация была до Старевича: в 2008-м году вышел документальный фильм питерского киноведа и театроведа Виктора Бочарова "Запоздалая премьера" о знаменитом балетмейстере Александре Ширяеве. Как и Старевич он снимал на собственную кинокамеру, на кинопленку мультфильмы. Только не насекомых, а балеты. И не для показов, не для публики, а для себя. Он таким образом "изобретал" балет!
На самом деле первоначально Ширяев хотел работать с живыми балеринами, но руководство Императорских театров запретило ему снимать балерин. Боялись – делает что-то непонятное. И он был вынужден перед тем, как ставить балет с артистами, зарисовывать его. И, поняв смысл покадровой съемки, он сначала рисовал балетные движения, потом снимал их, соединял, а затем просматривал фильм перед тем, как начать репетировать с артистами. Ширяев настолько этим увлекся, что позже и кукол снимал.
Но как в 1905-1907 годах он мог снимать прыжки кукол? Видимо, подвешивал на лески, как-то подтягивал их, чтобы персонажи прыгали. Поразительно, насколько он был талантливым и одаренным человеком: во всем разобрался, и так здорово, так лихо по тем временам делал анимационные фильмы! Показывал он их артистам, не показывал, об этом история умалчивает. Но неожиданно нашли пленки – они 100 лет хранились у кого-то под кроватью. Так имя Александра Ширяева и его дело стали известны.
А у мультипликаторов всегда все "разлито в воздухе" – это удивительные люди, которые чувствуют настроения, одновременно во всем мире чувствуют какие-то символы, тренды. И только мы подумали, а почему бы нашу церемонию не посвятить тому историческому периоду, руководитель культурного отдела "Союзмультфильме" Павел Шведов выступил с инициативой смотреть на студии раз в неделю классические балеты.
И чтобы бывшая балерина, которая сейчас в отделе работает, комментировала их. В студию ходим, смотрим балеты, наслаждаемся. И тут я начал думать, кого позвать на церемонию "Икар", и как бы снять ролики, посвященные балету. У нас не просто появляется надпись "Лучший художник" или "Лучший режиссер" как на всех церемониях, а идет анимационная реприза, которую специально снимают: 15 номинаций – 15 мультиков.
Наш креативный продюсер Алёна Оятьева предложила: "А давай по всем номинациям мы снимем живых балетных артистов, чтобы они разыгрывали скетчи. Сделаем анимационный фон". Но каких артистов позвать? И тут всплывает еще одна анимационная история: после отъезда Старевича нашей анимации не стало. Потом пришли новые люди, которые делали анимацию 20-х годов. Она, в основном, была будто ожившие "Окна РОСТА" – рекламная, агитационная, по экрану ходили невыразительные плоские марионетки, из них пузырями выскакивали какие-то фразы-лозунги, как в немом кино.
Словом, малозрительское кино. Анимацию 30-х годов у нас не любили, и она не была интересным для зрителя направлением. Но когда в СССР увидели мультфильмы Disney, все обалдели: оказывается мультипликация может быть пластичная, артистичная, музыкальная, острохарактерная, веселая, гибкая. И Виктор Федорович Смирнов, который руководил компанией "Амкино" (американское кино), налаживая связи между кинематографистами Союза и Америки пошел к Диснею, каким-то образом его обаял (а Дисней, как вы помните, симпатизировал Советскому Союзу), и тот сказал: "Да забирайте мою технологию! Я вам ее дарю".
И чиновник Смирнов освоил технологию конвейерного целлулоидного производства диснеевской анимации, привез ее в Советский Союз, и сам, как режиссер, снял несколько мультфильмов по диснеевской технологии. Сразу после этого распоряжением Сталина была создана студия "Союзмультфильм", и всех аниматоров-кустарей собрали под одну крышу с указом – работайте по этой технологии.
Потом Смирнова отстранили от анимации и даже репрессировали, и спустя годы его сын создал Театр Классического Балета Виктора Смирнова-Голованова, который гастролирует по всему миру как Moscow City Вallet. И они с радостью откликнулись на предложение поучаствовать в наших "безумиях", анимационных хулиганствах: мы вместе отметим 110 лет анимации. Таким образом я связал анимацию и балет.
- Закольцевали.
- Да, мне нравится такие вещи делать. Может, для кого-то это ничего не значит, а мне очень интересно найти какие-то символы, связать разных людей, перезнакомить и показать: не думайте, что мы никак не связаны, мы вместе! Все в одном мире живем!
В этом году у нас, кроме Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда поддержки анимации, никакой финансовой помощи не предвиделось, а расходов потребовалось немало. И было очень приятно, что "Икара" поддержали наши же анимационные студии, протянули руку помощи "Мельница", "КиноАтис", "Маша и Медведь" и группа компаний "Рики". Сильные лидеры мультиндустрии не дали пропасть!
- Вашу задумку можно будет увидеть 5 июня?
- Да. Как всегда на "Икаре" мы погрузимся в атмосферу некого мультфильма, который в этот раз будет не мультфильм, а балет. И на стенах появятся проекции балета: зрители будто окажутся в балетном зале. Все ролики-номинации будут выводиться на экран через балет. А "вручанты" со стороны будут люди, связанные с хореографией, с танцем, с балетом, чтобы это не было скучным называнием победителей.