Тихая лаборатория находится в историческом центре Петербурга. И не скажешь, что здесь идет настоящая война, где цена проигрыша – выживание всего человеческого вида. Передний фронт обороны – в знакомой всем со школьной химии чашке Петри, а маленькие диски – передовое оружие по борьбе с бактериями.
"Идут два процесса, – объясняет Вячеслав Вербов, заведующий отделом новых технологий. – Культура растет, антибиотик диффундирует, подавляет рост и в результате там, где антибиотик не действует, вырастает культура микроорганизма, и поверхность чашки становится непрозрачной".
Простейшая технология, конечно, постоянно усложнялась. Бактерии становятся невосприимчивы к лекарству, ученые ищут новое. Эта работа – бесконечный процесс, останавливать который нельзя, поэтому отрасль всегда стремилась к импортозамещению. В НИИ Пастера говорят: несмотря на закрытые границы и остановленные поставки, работа не прекращалась. Сами удивились тому, как быстро удалось найти новых поставщиков внутри страны.
"Свято место пусто не бывает. Целые группы ученых быстренько подхватили эту тему и начали разрабатывать те продукты, которые необходимы, чтобы мы работали. И сразу после того, как были закрыты границы, к нам приходили разработчики каких-то наборов, реактивов, компонентов, для того чтобы мы работали по науке и чтобы у нас не было простоя", – рассказывает заведующая лабораторией Людмила Краева.
Диски с антибиотиками (всего 66 видов) здесь производятся уже давно, а благодаря наложенным санкциям на внутреннем рынке просто не осталось конкурентов.
"Преследовали цель снижения стоимости одного исследования при сохранении качества и также при некотором расширении возможностей", – объясняет Иван Лихачев, младший научный сотрудник отдела новых технологий.
Он говорит о разработке других тест-систем, которые вычисляют, какое именно количество антибиотика даст максимум пользы с минимальным ущербом для организма. Еще до введения санкций здесь начали их разработку – импортные были неоправданно дороги. Сейчас эти дешевые и практичные тест-системы уже готовы к выпуску в массовое производство, налаживать которое здесь тоже научились.
Пандемия ковида показала, что российские учёные могут в самые сжатые сроки масштабировать производство своих разработок до промышленных масштабов, например, небольшая с виду лаборатория может делать до полумиллиона тест-систем ежегодно.
Сейчас в НИИ Пастера продолжается производство пцр-тестов для определения ковида, но переключиться ученые могут в любой момент. Здесь не ждут конкретного заказа, а готовятся бороться со всеми новыми угрозами. Например, уже сейчас разработали тест для обнаружения обезьяньей оспы.
"Понадобится или не понадобится, мы не знаем, но если что – мы готовы", – доложил заместитель директора по научной работе Владимир Дедков.
Чтобы наладить массовое производство таких тестов, здесь нужно не более недели. Ну а кроме того, текущая ситуация – отличное время для внедрения в массовое производство и других наработки, которых в НИИ Пастера достаточно.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.