Арт-медиация открывает новые возможности для юных музыкантов

За одним роялем — девятилетний Руслан Исаев, воспитанник музыкальной школы города Ноябрьск, за другим — народный артист России Юрий Розум. Пианисты — начинающий и маэстро ищут нужную динамику в пьесе Свиридова, тот самый переход с форте на пиано.

Следующий на мастер-классе – Тимофей Апостолов. Вникнуть в ноты так, будто писал их он сам, вместе с Бетховеном. Одно произведение можно сыграть сотни, тысячи раз — по-другому. Только без музицирования, на автомате, без зубрежки.

"Почему мелодия вдруг вспрыгнула? Какое там внутреннее побуждение привело? Мы не меняем ни одной ноты, что нам написано, что нам дано — это как Библия, не меняем, но произносим по-разному", – говорит пианист, лауреат международных конкурсов, народный артист России Юрий Розум.

В каком месте сделать более яркий акцент? Почему левая рука должна играть слабее? Вобрать в себя мелодию, услышать ее внутри и подарить слушателю совсем иное звучание. Юрий Розум учит играть с точки зрения души. Где бы ни появлялся этот человек, там рождается новый мир музыки.

Тринадцатилетний композитор, как и другие творчески одаренные дети в регионах, получает поддержку в рамках программы социальных инвестиций "Родные города" компании "Газпром нефть".

"Мастерская Юрия Розума" уже пятый год помогает педагогам и ученикам отдаленных музыкальных школ. В этом году в проекте – новое направление: лаборатория "арт-медиации". Авторы записали собственные музыкальные произведения на профессиональном оборудовании.

"Это такая редкость попасть в эту арт-лабораторию, мы во многих местах побывали, это никогда не забудется в жизни", – говорит воспитанник Детской школы искусств имени П.И. Чайковского Максим Дубровский, автор музыкальной пьесы "Дождик".

В "Капризном ребенке" Россини каждый может немножко узнать себя в детстве. Дети тундровиков – ненцев — древнейшего народа Севера — скромные, малоразговорчивые, не сразу идут на контакт, но этот раз – исключение. Меццо-сопрано, стипендиатка благотворительного фонда Юрия Розума Василиса Шаплыко, гениальная музыка и небольшой уютный зал — рушат правила. Прочь застенчивость: искренние объятия дороже букетов.

Круглый стол команды Юрия Розума с преподавателями детских музыкальных школ — подведение итогов десятидневной работы и просто разговор по душам. У детей разный уровень подготовки, но есть контакт, причем с накопительным эффектом. За несколько лет общения, взаимодействия с ведущими преподавателями творческих вузов ребята стали более собранными, играют целостно. А учителя благодарят коллег.

"Здесь мастер-классы получили не те, чьи родители это могут себе позволить, а те, кому они нужны, прежде всего. И это истинно детская история, истинно благая", – отметил профессор Государственной классической академии им. Маймонида Евгений Финкельштейн.

Кульминация фестиваля — отчетный концерт. Музыка объединила учеников и мэтров на сцене. Теперь маэстро и педагогов России ждут в Ханты-Мансийске, Омске, и впервые – в отдаленных поселках округа: Мыс Каменный и Тазовский. И вновь Музыкальная мастерская Юрия Розума будет выполнять свою миссию — поддерживать талантливых детей и помогать искусству.

Еще больше интересного с сайта "Смотрим" – в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.