Водопады Игаусу – бесподобная красота. Как же здесь влажно. Этот водопад "Игуасу" на стыке нынешних Аргентины и Бразилии (еще дальше – Парагвай) в 1541 году случайно для внешнего мира открыл испанский конкистадор. Его звали Альвар Нуньес Кабеса де Вака. Вообще-то, он искал мифическую страну сокровищ Эль-Дорадо.
Такой поток воды – это же настоящее богатство. Вот, со временем и возникла – идея: построить по соседству с водопадами искусственный перепад – гидроэлектростанцию.
Это она и есть – до поры, до времени крупнейшая в мире гидроэлектростанция, которая называется "Итайпу". С этой стороны – Бразилия, с той стороны – Парагвай. А теперь давайте тоже встанем, стационарно, чтобы сделать несколько сравнений. Металла для строительства этой станции ушло столько, сколько потребовалось бы для строительства 380 Эйфелевых башен. А бетона – на 220 стадионов Маракана – крупнейшего стадиона в Бразилии.
А ведь именно с ГЭС идет, пожалуй, самое дешевое доступное электричество. В самую пору электромобили заводить. Так, они здесь теперь и появились. И не только здесь. C границы Бразилии и Парагвая отправляемся в не такую далекую отсюда Боливию.
Перелет Итайпу – Ла-Пас, Боливия, где Сергея Брилева ждет встреча с заместителем министра внешней торговли и интеграции Боливии Бенхамином Бланко.
- Господин заместитель министра, эта машинка – беленькая. А насколько белы намерения Вашего правительства?
- Ну, конечно, белы!
Машинка – первый в истории Южной Америки электрокар собственного производства. А батареи – из свинца и как раз-таки лития. Всему миру боливийцы представили ее на всемирной выставке ЭКСПО. Мы стартуем – в Ла-Пасе.
Для понимания: литий – он и в батареях видеокамер, на которые мы все это снимали, и в батареях ваших мобильников. О свойствах этого поистине незаменимого металла говорим с тем, кому поручили следить за нашим тест-драйвом.
- Какая максимальная скорость?
- 55 километров в час.
- Ну, для города – вполне.
- Именно. По городу ведь ездишь в среднем 30-40 километров в час.
- А какое максимальное расстояние?
- Ну, у нас, по Боливии, максимально человек за день проезжает 30-35 километров. А у этой машины максимальный автономный пробег – от 50 до 60 километров.
Именно Южная Америка – то место, где литий добывают больше всего в виде карбоната лития. Он есть в Боливии, где мы только что побывали, а также в соседних Чили и Аргентине.
Вернемся – точнее, теперь уже толком заглянем – туда.
Приземление в аргентинской столице Буэнос-Айресе – это что-то. Вот, смотрите, только-только сейчас мелькнут небоскребы благополучных кварталов, и почти сразу, встык, мы увидим жуткие трущобы; здесь говорят villas miseria. Иными словами, в Аргентине есть причины искать новые источники доходов. Тот, с кем бы будем говорить дальше, не зря работал дипломатом, чтобы теперь стать директором коммерческой фирмы по добыче лития. Спрашиваю его, станет ли литий золотом XXI века.
"Да! Думаю, что у Аргентины – большие возможности. Особенно на севере страны, в провинции Сальта. И Аргентина станет большим игроком на этом рынке", – говорит экс-посол Аргентины во Франции и при ЮНЕСКО Хуан Арчибальдо Ланус.
Это металл будущего. Хотя, конечно, интриг вокруг него хватает. Ну, мне приходилось слышать такие теории заговора, что даже некоторые драматические события последнего времени в боливийской истории были закручены вокруг лития и иностранных инвестиций, не знаю. Тут говорить ничего не буду. А, вот, что является фактом, – это то, что при недавней смене власти в Чили одной из первых инициатив нового молодого президента Борича была идея национализировать не только традиционные для Чили медные рудники, но и производство лития.
Боливийцы, у себя, на такую национализацию – не нарадуются. Например, эта суперсовременная система фуникулеров, которая в боливийском Ла-Пасе выполняет роль метро (система ценой в миллиард долларов) построена на доходы -следствия именно такой национализации недр. Раньше Боливия себе такого позволить не могла. Но наш собеседник в Аргентине Хуан Арчибальдо Ланус (экс-посол Аргентины во Франции и при ЮНЕСКО) осторожен.
- Есть спекуляции в отношении того, что национализация лития в Чили приведет к существенному удорожанию этого металла.
- У меня нет информации.
Вновь – в Боливию. Перелет по карте из Буэнос-Айреса, Аргентина в Ла-Пас, Боливия. Мы на электромобиле забираемся в горку. Тянет машинка. Не просто тянет – проехали километра два. До сих пор 100-процентный заряд батареи показывает.
Еще бы электричество, которым заряжаешь батарею из чудо-лития, было подешевле, а оно – много дороже, чем могло бы быть. Почему?
Вернемся из Боливии на бразильско-парагвайскую ГЭС "Итайпу" и пройдемся теперь по гребню плотины.
Прямо на плотине я перехожу из Бразилии в Парагвай. Вот она была, граница. И вот уже здесь, на парагвайской земле, стоит рассказать одну интересную штуку. Ведь в Латинской Америке это – не единственная совместная международная гидроэлектростанция.
Дальше есть "Сальто-Гранде". Она – между Аргентиной и Уругваем. По идее – замечательный пример международного сотрудничества. Но, не все так просто.
Для того, чтобы понять, в чем состоит сложность, нам надо переместиться в Уругвай.
Перенос с Итайпу в Монтевидео – уругвайскую столицу. Монтевидео называют южноамериканским Брюсселем: здесь расположены штаб-квартиры сразу двух региональных организаций: общего рынка "Меркосур" и латиноамериканской ассоциации интеграции "Алади". Генсек последней, Серхио Абреу, в нашу памятную встречу рассказывал:
- Ни одна из плотин, построенных на границах стран нашего общего рынка – ни Итайпу, Ясирета, Сальто Гранде…
- Чтобы было понятно, мы говорим о парагвайско-бразильской, парагвайско-аргентинской и уругвайско-аргентинской границах.
- Ни одна из этих энергетических плотин не наделена правом экспорта энергии в третьи страны общего рынка "Меркосур".
- По политическим или по техническим причинам?
- Больше по политическим.
Итак, первый вывод: еще в начале XIX века, генерал-освободитель Латинской Америки Симон Боливар мечтал о том, чтобы регион был единым. Но и через два века из этого мало, что вышло. Где-то буксует сам регион, где-то ему не позволяют объединиться. Вот, и разговоры о каком-то аргентинско-боливийско-чилийском картеле, о какой-то литиевой ОПЕК, по крайней мере, остаются фантазиями. Впрочем, возможно, в данном случае нет худа без добра.
Перенесемся теперь в Москву, где на круглом столе в Совете Федерации замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов сообщил, что Аргентина и Чили приостановили поставки в Россию литиевой руды. Сейчас сырье Россия может получать только в Боливии.
Почему так? Например, уже знакомый нам дипломат-коммерсант Ланус по вопросу о литии был у президента своей страны со своим французским инвестором. А он, как можно предположить, предпочтет сам определять стратегию – без оглядки на Боливию и Чили.
Однако в Боливии, откуда, как мы поняли, литий продолжает идти в Россию, позиции Москвы – поистине крепкие. Если подняться на большую высоту (уже за 4 тысячи метров), то видишь и слышишь нечто более, чем необычное.
Это – самый интересный объект в Боливии. Здесь находятся especialistas A, "специалисты А". Продублировано – на русском. Идем дальше. Пожалуйста: comedor – "столовая". Здесь у нас что? – "Отдел технического надзора". Но главное вы уже разглядели: "Росатом". Что же это за объект такой "Росастома" в Боливии?
Здесь, в боливийском высокогорье "Росастом" возводит Центр ядерных исследований и технологий в Эль-Альто.
- В чем связь между древним искусством и ядерными технологиями?
"У нас в агентстве так говорят: "тысячелетний народ с новейшими технологиями непобедим". Поэтому наше крылатое божество вместо оружия держит атом. Так прошлое и будущее оказываются неразрывно связаны друг с другом", – сказал директор боливийского агентства по ядерной энергии Ортенсия Хименес Ривера.
И здесь, в Боливии, уже есть те, кто рассуждают обо всем этом на русском. Слово тому боливийцу, который учился в МИФИ.
"Наша страна уже давно мечтает быть независимой в плане технологий. Мы думаем, что это – наш первый шаг", – говорит сотрудник центра ядерных исследований и технологий в Эль-Альто Эрлан Васкес.
- А Россия делится и технологиями?
- Да.
Для полного понимания всей картины – еще один комментарий представителя боливийского правительства.
"Мы все еще ищем стратегических партнеров", – сказал заместитель министра внешней торговли и интеграции Боливии Бенхамин Бланко.
- Все хотят инвестировать в литий, а у вас нет партнеров?
- Да, это так. Не то, чтобы не хватало претендентов. Они-то есть – более чем из 30 стран. Но не хватает адеквата. Большинство хотят добывать карбонат лития. А Боливия ищет именно партнеров, а не патронов. Боливия хочет экспортировать не то, что Чили. Чилийцы экспортируют сырье для батарей. А мы хотим производить и продавать сами батареи.
Хорошо, что Боливия действительно не присоединяется к антироссийским санкциям, в том числе, к скрытым. Но еще один вывод, к которому приходишь и в Латинской Америке,- да все течет и все меняется, но в канун нового витка научно-технической революции России, конечно, надо развивать свою добычу лития. Что называется: сам – не плошай.
Еще больше интересного с сайта "Смотрим" — в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" — на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.