Жители небольшого города Скопин Рязанской области, куда после 17 лет заключения вернулся маньяк Виктор Мохов, опасаются, что бывший заключенный может взяться за старое. Скопинский маньяк, как его прозвали в СМИ, несколько лет удерживал и насиловал в своем бункере двух девушек. Как сейчас живет бывший сиделец? Зачем он купил перцовый баллончик и неужели снова обустраивает свое жуткое логово?
Старый дом у оврага на окраине небольшого рязанского города Скопин местные жители обходят стороной. Высокий забор, деревянные рамы с облупившейся краской, на окнах советские застиранные занавески. Здесь после 17-летнего заключения обитает Виктор Мохов, больше известный как скопинский маньяк. Три с половиной года он удерживал в подземном бункере двух школьниц. Соседи почти не общаются с извращенцем.
Съемочная группа "Дежурной части" приехали в Скопин, чтобы посмотреть, как изменилась жизнь в городе после выхода на свободу одного из самых опасных преступников. И, к нашему удивлению, узнали, что к нему приходят гости. Двое мужчин с лопатой, едва держась на ногах, позвонили в калитку Мохова.
Через пару минут в оконном проеме появился мужской силуэт. Седой дед поднял шторку, открыл форточку и, ехидно улыбаясь, произнес единственную фразу:
— Без комментариев.
Сразу после освобождения из колонии за Моховым установили надзор на шесть лет. Он обязан четыре раза в месяц отмечаться в полиции. Также ему нельзя посещать массовые мероприятия, гулять по ночам и без разрешения выезжать за пределы района, а еще общаться с журналистами. Это после многочисленных интервью, за которые Мохову платили огромные деньги. Но освобожденного маньяка ограничения, похоже, не расстраивают. По словам соседей, у него якобы появилась подруга.
Съемочная группа работала в Скопине несколько дней. За это время Мохов не вышел даже на свой участок. То ли ведет затворнический образ жизни, то ли понял, что в городе журналисты и надо быть аккуратнее.
Михаил живет через стенку от скопинского маньяка. Признается: первые месяцы соседа проверяли чуть ли не каждый день, но в последние несколько недель он не видел полицейских. Сам Мохов занят ремонтом.
— Зимой я его и не видел. Иной раз промелькнет под окном, в магазин.
Михаил приглашает пройти в огород. Отсюда хорошо видно, что происходит на участке у Мохова: небольшое подворье, курицы, утки.
По словам соседей, Мохов почти полностью отремонтировал дом, провел отопление, подправил курятник и даже начал ремонт гаража и того самого бункера, в котором долгие годы удерживал двух школьниц.
О скопинском маньяке и его узницах подробно рассказывали наши коллеги из программы "Честный детектив". Две девушки, Катя Мартынова и Лена Самохина, пробыли в плену у изверга 1296 дней. Он морил их голодом, насиловал, держал без света, бил резиновым шлангом, распылял по комнате слезоточивый газ. Одна из жертв маньяка родила ему двоих детей и была беременна третьим ребенком.
Кадры освобождения Лены и Кати. Девушки уже на воле, жмурятся от яркого солнца, словно еще не верят, что им удалось выбраться живыми из собственной могилы.
Бункер шесть метров в глубину и два в ширину. Бетонные перекрытия, железные люки. Сверху железная коробка гаража. Без шансов на спасение. Мохов продумал все детали. Он три года копал тюрьму для девушек: вывез вагон земли, провел в бункер электричество и создал там примитивную систему вентиляции. Только автору фильма "Пленницы подземелья", журналисту Эдуарду Петрову, удалось побывать в этом жутком логове зверя.
Двухъярусная кровать, стол, полка для телевизора, электроплита — девушки готовили себе сами. Все расходы изверг скрупулезно записывал в специальную тетрадь.
Мохов отсидел 16 с половиной лет и в феврале прошлого года вышел из колонии. Наша съемочная группа единственная, кому удалось снять первые минуты маньяка на свободе.
— А что вы так медленно идете? У вас проблемы с ногами?
— Нет. А куда спешить?
В родном Скопине его ждали толпы журналистов. Мохов приехал только на третий день, до этого гастролировал по ток-шоу. С журналистами у дома он делился своими планами на жизнь жениться и сделать ремонт.
Судя по всему, он уже стал осуществлять задуманное. В гараже, где был оборудован бункер, Мохов снял металлическую обшивку и обил строение досками. Рядом лежит длинный шланг. Долгие годы бункер был затоплен. Неужели сейчас, освободившись из колонии, старик пытается осушить его и отремонтировать свое логово? В местном хозяйственном магазине нам рассказали, что недавно Мохов купил перцовый баллончик.
В этих словах мало смешного. Непонятно, зачем извращенцу, который почти не выходит из дома, баллончик для самообороны. И с какой целью он решил обновить свой бункер? Мы поехали в местный отдел МВД, чтобы выяснить, знают ли там об этих новостях из жизни маньяка. Вооруженный полицейский на входе, услышав тему разговора, попросил подождать в тамбуре. Через пять минут он вернулся и сообщил, что комментариев не будет.
— Вам надо в Рязань. Там все комментарии пусть вам дают.
— А он в Рязань ездит отмечаться или сюда приходит? У вас начальник Устинов? Он на рабочем месте?
— Он на рабочем месте, но комментариев давать не будет.
В Скопине работает региональная группа по ресоциализации бывших заключенных. Они отслеживают их жизнь на воле. Замглавы администрации по соцвопросам Ирина Ланина уверяет: за маньяком ведется тщательный контроль.
Гараж, в котором находился бункер, Мохов сейчас ремонтирует. Видно, что он убрал обшивку.
Совпадение, но уже через несколько минут после нашего визита в полицию и администрацию у дома Мохова появились полицейские. Один из сотрудников полиции вышел из машины и потребовал прекратить съемку. Жаль, что он не знал о том, что по российскому законодательству разрешены любые съемки в общественных местах.
— Вы надзор осуществляется за Виктором Моховым?
— Все вопросы в ОВД Рязанской области. Нет, мы просто следим.
Эти новости тяжело слышать бывшей пленнице Мохова, Екатерине Мартыновой. Сейчас у нее новая жизнь, муж и двое детей. Она сумела перешагнуть через страшное прошлое и жить настоящим. В печать вышла ее книга о жутких днях в плену у скопинского маньяка. Минувший год дался Екатерине с трудом. Пришлось привыкать к мысли, что где-то рядом находится ее мучитель.
После освобождения из подземного плена, Екатерина надеется, что больше никто не попадет в плен маньяка и не испытает тот ужас, что пришлось пережить ей. Соседи Мохова в Скопине надеются, что полицейские все же проверят его дом и выяснят, для чего или, не дай Бог, для кого он вновь готовит свое жуткое логово.