В Нижнем Новгороде производят оборудование для реакторов ледоколов


Global Look Press

На Нижегородском машиностроительном заводе приступили к изготовлению оборудования для реакторной установки "Ритм-200". Её поставят на ледокол "Чукотка". Такие же вращают турбины ледоколов "Арктика" и "Сибирь", которые обеспечивают навигацию по Северному морскому пути. Как говорят конструкторы, импортные комплектующие при их производстве практически не используются, поэтому влияния санкций здесь нет.

В механосборочном цеху крупногабаритного оборудования находятся две крышки реактора. На них позже будут установлены приводы, управляющие реакцией в активной зоне, а также элементы тепловой и биозащиты. При создании крышек освоили технологию эжекторного сверления, когда стружка выводится из отверстий через полость внутри сверла. Это позволило сократить срок сверления отверстий под приводы стержней до полутора месяцев.

Начальник механосборочного цеха крупногабаритного оборудования АО "ОКБМ имени Африкантова" Сергей Люлев рассказал, что специальный материал весом в 4,5 тонны после гидравлических испытаний будет засыпан определенной плотностью для обеспечения защиты, чтобы фон не превышал естественных природных значений.

Примерно через полтора года крышки, шахты реакторов, блоки труб устройств и внутриреакторное оборудование будут готовы. Их поставят на Подольский машиностроительный завод, где реактор ожидает финальная сборка.

По словам ведущего специалиста стенда виртуальных ядерных энергетических установок АО "ОКБМ имени Африкантова" Игоря Зотова, никогда нельзя заглянуть и проверить, как представления о реакторе соответствуют тому, что действительно происходит. Но благодаря таким инструментам, как виртуальный энергоблок, как трёхмерный расчёт, можно гораздо лучше понять, как себя ведёт теплоноситель в реакторе. Это нужно для безопасности и для того, чтобы повышать эффективность реакторных установок.

Реакторы на "Чукотку" установят уже в Мурманске. Сейчас "Ритм-200" вращает турбины универсальных атомных ледоколов "Арктика" и "Сибирь". Их ввели в эксплуатацию в 2020 и 2021 годах. Они уже обеспечивают навигацию в Северном Ледовитом океане.

При этом главный конструктор реакторных установок Юрий Фадеев отмечает, что импортные комплектующие в них сведены к минимуму. "Мы уже нашли им аналоги. Ориентируемся на поставку либо из Китая, либо есть отечественные аналогичные изделия" – сказал он.

Уточняется, что срок службы реакторов "Ритм-200" составляет 40 лет. Работая на ледоколах, они будут требовать перезарядки в среднем раз в семь лет. Перегрузочный комплекс из 22 предметов собрали и испытали в Нижнем Новгороде. Его отправят на базу "Атомфлота", когда там будет готова инфраструктура.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.